Фототуры: миф и реальность

Jul 30, 2012 07:00

Пили это мы с отцом Кабани… болтали мы тут с Пашей Косенко по скайпу, и зашел у нас разговор за фототуры. Что это такое, на кого они рассчитаны, почему набирают популярность и как выбрать нужный именно вам?.. Мы с Пашкой выпили еще по чашечке кофе и решили написать каждый по статье, дабы изложить свои взгляды на этот вопрос: от "на фига" до методики организации. На рынке существует огромное количество приглашений в различные фото-поездки, и если наши эпистолярные усилия помогут вам сориентироваться на этом поле - уже хорошо. По крайней мере, вы точно будете знать, какие вопросы задавать потенциальным организаторам :)



Предыстория

Почему я этим занимаюсь? Идея возникла в начале 2006 года, когда после очередного возвращения из Эквадора я понял, что просто не могу не делиться подсмотренной красотой с теми, кто мне близок. Я по натуре экстраверт и ездить в одиночку не в состоянии просто физически: от переполняющих впечатлений заболеваю. Группа набралась очень быстро, в основном из друзей, - так летом 2006 года я повез свой первый тур в джунгли Амазонки, искать племена обнаженных дикарей. Мы их на свою голову нашли - но то отдельная история :) С тех пор многое изменилось… За годы работы я усвоил главное: фототур - это большая ответственность. И не только потому, что репутация зарабатывается годами. Люди доверяют тебе свое время, зачастую ограниченное, а иногда и здоровье - особенно в горных условиях.




Постепенно "показать красивое" трансформировалась в "собрать вокруг себя единомышленников", тех, с кем ты на одной волне, кто так же, как и ты, по-хорошему безумен. Ребята приходили и оставались, превращаясь из участников программ в друзей. Так родился наш клуб путешественной фотографии photo-planet с бегущим в гору яком на логотипе. Этой осенью кто-то пойдет в программу в первый раз, а кто-то из "старичков" уже в восьмой.



Чем привлекательны фототуры

Фототур - это концентрат впечатлений. За 10 дней программы количество отснятых кадров может быть и три, и пять тысяч, и большой вопрос - сколько из них не попадет в корзину по возвращении. В чем отличие организованной поездки от самостоятельной?

1. Наработанный маршрут и "пробитые" съемочные точки. У вас зачастую нет времени самому выискивать съемочные точки, прыгая по незнакомому месту с томиком Lonely Planet в руке. В идеале организатор должен отсмотреть / проработать маршрут до того как поведет группу, чтобы не возникало ситуаций "чего бы еще такого снять".

2. Грамотная логистика на маршруте. Хороший экспромт должен быть подготовленным. Продуманность нюансов логистики - это залог успеха. Транспортировка в программе, ночевки, питание, распределение по дням съемочной и физической нагрузки - это основной костяк тура. Когда все эти моменты отлажены и не вызывают нареканий, настроение снимать не пропадет. Если это автобус, то водитель должен гарантированно не проспать на рассветную съемку, например. И если он является с опозданием на час, источая ароматы кари - значит он где-то кормился, и уволить его на фиг! Если это работа команды шерпов на треке, то проверенных шерпов, которые не бросят груз на маршруте, как бы ни был тяжел именно этот чугуниевый штатив… В идеале от участника требуется только прилететь. Остальное уже задача организаторов :)

3. Личный опыт ведущего и техническое руководство. Всегда ориентируйтесь на то, что снимает ведущий программы. Вложить в голову студента свой мозг можно лишь в малобюджетном фильме ужасов. В реальности же можно лишь научить взгляду на предмет и максимально подтолкнуть тех, кто к этому готов.

4. Команда единомышленников. Мы все разные и со своими тараканами; для того, чтобы группа малознакомых людей не просто ужилась вместе, но и выдала качественный результат, очень важен правильный подбор участников. Психологический климат в группе - штука наиважнейшая. Именно от него зависит, раскроется человек или будет зажат, словно испуганная ловцом устрица. Ни один учитель не даст столько, сколько может дать работа в сплоченной команде. С каждым потенциальным участником я предварительно общаюсь вживую или по скайпу. Это традиция знакомства, пускай даже и виртуального. Важно сразу понимать ожидания всех сторон.



Кто едет в такие программы?

Вопреки бытующему мнению, 95% участников программ - это не профессиональные фотографы. Это обычные люди, работающие в разных областях, но объединенные одной страстью - фотографией, благодаря которой в одной группе могут комфортно уживаться и студентка восемнадцати лет, и годящийся ей в прадеды седоусый сталевар.

Типы программ и их сложность

География программ обширна - от зеркальной глади Мертвого моря до заснеженных Гималайских троп, при этом у каждой свои цели, требования и уровни сложности. Специально для ориентировки мы используем классификатор программ, где нагрузка расписывается по пятибальной шкале. Каждая программа имет два уровня:

1. Уровень физической сложности. Неделя в кондиционированном комфорте автобуса весьма отличается от треккингового маршрута, где нужно в течение шести-восьми часов в день нести фоторюкзак, тяжелый, как две шпалы.

2. Требуемый уровень фото-мастерства для участника. То же самое и по уровню фото-мастерства. Какие-то программы ориентированы на новичков, а какие-то на опытных коллег по оружию и азартных охотников за шЫдеврами.



Очень важно сразу понять, будут ли вас обучать или просто привезут к десяти утра на смотровую точку и скажут - "ну, эта… снимайте, что ли". Для себя я вывел три типа фотографических программ:

1. Мастер-класс. Задача мастер-класса - в течение 8-10 дней работы максимально загрузить человека передать накопленный опыт. В такую программу как правило приглашаются участники с любым уровнем владения камерой: новичком быть не зазорно, все через это проходили. Основное условие - это наличие фотоаппарата и желание учиться. Если камера для вас совсем в новинку, накануне отлета изучите ее управление и принципы работы, чтобы во время съемки не ползать по меню с криками "вах, она еще и это умеет!". В таких мастер-классах я сам практически не снимаю, а хожу от участника к участнику, кушаю мозг помогаю с ракурсами и настройками, а бывает, что и бью по рукам ругаю за неверную гистограмму. Кроме того, большое внимание уделено так называемому "разбору полетов": от участника требуется отобрать три-пять работ за прошедшие съемочные сутки, после чего устраивается совместное обсуждение с покадровым анализом плюсов и минусов. Разборы проводятся с интервалом в день и как правило за ужином, когда ведущий максимально зол, поскольку после тяжелого дня отказывает себе в законной порции виски ради сохранения ясности ума. Отдельным пунктом идет обработка отснятого материала, а потому наличие ноутбука у студентов приветствуется.

2. Экспедиция. Экспедиция - это во многом самостоятельная работа. Сюда записываются "продвинутые" участники, уже имеющие навыки съемки и четко понимающие, куда и зачем они едут. Безусловно, по ходу программы я делюсь всем, что знаю, и новички в программу тоже принимаются. Просто зачастую у нас нет времени читать руководство пользования камерой, каким бы увлекательным делом это ни казалось… Экспедиции как правило нацелены на те места, куда в одиночку человек вряд ли доберется, а потому в таких поездках велик элемент неожиданности, что повышает интересность отснятого материала.

3. Фототур. Третий тип объединяет в себе элементы первых двух. В таких программах логистика отлажена на 100%, но снимать никто вас не заставляет. Не хочешь идти с нами на рассвет - не ходи, отсыпайся, пожалуйста. Завтра встанешь сам и без будильника, когда увидишь, что пропустил сегодня :) Фактически - это комбинация фотографии и отдыха, работа в удовольствие без диктата и утомительных обработок фотографий или разборов полетов. Оказывается, такие программы тоже востребованы.

Есть еще хомяк-тур, когда организаторы кормят как на убой - но в основную градацию мы его не включаем; только как бонус-дополнение к одному из трех типов :)

Что мы снимаем

И сложный вопрос, и простой одновременно. В наших программах я делаю упор на два типа съемки: "природный" и тот, который принято называть "жанровым".



И если с природной фотографией ситуация более менее ясна (хотя умение поймать свет и зафиксировать состояние природы - это тоже искусство), то в случае с "жанровой" нужно сделать небольшое пояснение. Вообще "жанр" - это калька с французского genre, одним словом не раскрывающая смысл того, что имеется в виду. Попробую сформулировать подробнее.



Это фотография живой жизни вне времени, представляющая больше художественную ценность, чем информативную. Фотография, не требующая к себе детальной подписи (текст под снимком - что костыли), рассказывающая о себе сама, въедающаяся в память удачно пойманным, будоражащим фантазию акцентом, штрихом, настроением.



В идеале вы как фотограф не видны зрителю. В "плохой" (сразу беру в кавычки, ага!) жанровой фотографии автор виден в отражении живого объекта по плотно сжатым губам, по натужной маске на лице или "паспортному" ракурсу, больше напоминающему фото на официальные документы. Мы же стараемся поймать момент. Представьте, что перед вами как зрителем на миг раскрыли створки в другой мир, показали живую сцену в неожиданной ее форме или под необычным ракурсом, а потом закрыли эти дверцы, оставив въевшийся в память оттиск. И если вы говорите "Блин, хочу еще!" - значит работа автору удалась.



Что из техники брать с собой

Если кратко, то все :) Нет, серьезно. Если вы работаете в узких кирпичных улочках Непальских городков или снимаете природные виды с явно выраженным передним планом, тогда вам необходим широкоугольник и средний диапазон. В горах или сценах с контровым светом оптимален телевик. При этом если вы тяготеете к природной фотографии, вам необходимы следующие вещи:

- штатив (можно посмотреть мой февральский материал по этой теме. Вторая часть готова, скоро будет);
- поляризатор (обязательно с внешней резьбой);
- пластиночные градиентные фильтры нейтральной плотности (на 2-3 стопа, с мягкой / жесткой границей);
- фото-тросик.



На самом деле, технические аспекты - они вторичны. Чувство юмора, огонь в глазах и желание учиться - без этих составляющих никакие зеркалки не помогут. И если человек встал с дивана и сделал самостоятельный шаг - он уже достоин уважения. Время - штука бесценная, и очень хочется делить его с единомышленниками…

Программа мастер-классов на 2012 год | Я в Фейсбуке | Твиттере | Инстаграме | Клуб путешественной фотографии photo_planet

статья, мастер-класс

Previous post Next post
Up