Мне хорошо запомнилась экскурсия вместе с семьёй в бункер Гитлера в Берлине. Летом 1946 г. мой фронтовой друг, служивший в берлинской комендатуре, пригласил меня осмотреть бункер Гитлера. Друг предупредил меня, что бункер должен вскорости перейти в американскую зону, и другой возможности для посещения не будет. В бункере была иностранная делегация в сопровождении лидера немецких коммунистов Вильгельма Пика и первого советского военного коменданта Берлина генерала Берзарина, и мы к ней пристроились. Экскурсовод подробно всё рассказывал. На осмотр ушло два с половиной часа. Мы увидели кабинет и комнату отдыха Гитлера, казармы, где прежде размещалась эсэсовская охрана, кабинеты адъютантов (их было более десяти, каждый отвечал за отдельное направление на фронте и докладывал Гитлеру боевую обстановку), электростанцию, столовую для обслуживающего персонала и множество служебных помещений. В казарме охраны стояли двухъярусные койки, в кабинете Гитлера, в углу стоял мощный сейф - дверцы были вырезаны автогеном. Рядом стоял большой стол на мощных точёных ножках, сукно было небрежно сорвано. На стенах кабинета было много ругательных надписей в адрес Гитлера. Зал из белого мрамора, в котором Гитлер принимал гостей, сильно пострадал от бомбёжек, и мы увидели лишь его развалины. В центре зала валялась громадная люстра. Всё в бункере было сделано сверхкапитально. Мы находились на большой глубине, но благодаря отличной вентиляции не чувствовали этого. Все двери в бункере были массивными, как в сейфах. Мы поднялись в лифте наверх и осмотрели двор, или, вернее, сад, где размещался бункер. В центре сада был большой фонтан и вокруг много различных статуй. Сохранилась площадка для содержания собак в клетках, таблички с кличками собак и даже краткая характеристика каждой собаки. Овчарней лично занимался сам фюрер. Один из берлинцев сказал нам, что фюрер всё свободное время проводил в своей овчарне, собак кормили в его присутствии, а свою любимую овчарку он лично кормил шоколадом. Недалеко от бункера Гитлера размещалась канцелярия Геббельса.
После экскурсии по бункеру мы поехали на осмотр Берлина. Город стоял в развалинах, везде были завалы. Для проезда была одна расчищенная дорога, рассчитанная на две машины. В городе на всём его протяжении не сохранилось ни одного целого дома. Я не представлял себе, как этот город можно восстановить, но я ошибся в своей оценке. Немцы не только восстановили Берлин, но и сделали его красивее. Немцы - это изобретательная нация, умеющая со вкусом благоустраивать свои города и сёла. Нам есть, чему учиться у них в поддержании надлежащего порядка в населённых пунктах. Порядок поддерживается всеми жителями, всё с любовью благоустраивается, нет необходимости проводить субботники. На обочинах шоссейных дорог везде высажены фруктовые деревья, для ухода за которыми имеется арендатор. С арендатором местная власть заключает договор на своевременную обрезку деревьев, полив и другие работы; в соблюдении договора заинтересованы обе стороны. 60% урожая получает арендатор, а 40% - муниципалитет. Если городская инспекция обнаружит нарушения со стороны арендатора, участок передают другому садоводу, недостатка в желающих нет. На границах садовых участков установлены красочно оформленные садовые домики.
За время моей службы в Германии мы с семьёй побывали во многих городах - Йене, Эрфурте, Дрездене, Лейпциге, Гере, Зуле, Альтенбурге и других. Мы проехали по Германии много тысяч километров. Все места, в которых довелось побывать, оставили у нас прекрасное впечатление. Я убеждён, что наши народы могут дружить и строить своё будущее без войн. Оба народа хорошо уяснили, что принесла всему миру эта истребительная война. Мы должны жить в дружбе и помнить, во имя чего жертвовали своей жизнью миллионы советских воинов, партизан и подпольщиков.