Сегодня исполняется 53 года со дня смерти моего дедушки Давида. Дедушка умер за шесть лет до моего рождения, я знаю о нём по папиным воспоминаниям, открывок из которых привожу ниже:
"Мой отец, Тартаковский Давид Лазаревич, родился 2.01.1905 г. по старому стилю (15 января 1905 г. по новому стилю) в г. Екатеринославе (ныне г. Днепропетровск) в семье купца первой гильдии Тартаковского Лейзера Моисеевича и Софии (Суры-Иты) Абрамовны (в девичестве Тиктинской). В метрической книге за 1905 г. была сделана запись №8 «2.01 родился Давид Лейзерович Тартаковский». В семье дедушки и бабушки к тому времени было шесть дочерей и, когда бабушка была на сносях, ей приснился покойный родственник. Она решила, что это знак - она родит сына, которого назовёт в честь него. В семье папу называли Боря, а хорошие друзья - Додик.
Его отец, мой дедушка, дал всем своим детям хорошее образование. Мальчики изучали еврейские языки (идиш и иврит) и традиции в хедере, а общеобразовательные предметы - в государственной гимназии. В те годы за непослушание или невыполнение домашних заданий часто наказывали розгами, палками или оставляли без обеда. И, когда в хедере ребе замахнулся на ученика, друга моего отца, папа подбежал к окну и начал звать городового. Ребе испугался и перестал бить ученика. За это заступничество дедушке пришлось извиняться перед ребе и прислать ему булочек, за которыми в дедушкину пекарню приезжали со всего города. В гимназии папа хорошо учился. В ней ему привили любовь к иностранным и древним языкам: древнегреческому, латыни, английскому и французскому, которыми он владел в совершенстве до самой смерти. В гимназии много внимания уделяли также русскому языку и литературе, математике, физике, естествознанию и другим предметам.
27 декабря 1918 г. войска полубандитских формирований Нестора (батьки) Махно захватили Екатеринослав и устроили в городе грабежи, убийства и еврейские погромы. Группа махновцев вывела дедушку и папу, которому тогда ещё не исполнилось четырнадцати лет, во двор и приготовилась их расстрелять. Чудо - стремительное наступление гайдамаков Украинской Народной Республики (петлюровцев) спасло папу и дедушку от смерти.
Несмотря на то, что дедушка и бабушка были богатыми людьми, они приобщали своих детей к работе по дому и в пекарне. Папа с 14 до 18 лет работал в пекарне дедушки. В 2 часа ночи его будил дедушка, и он начинал месить дрожжевое тесто для булочек. Так как у папы, как у всех мужчин Тартаковских, на руках густо росли волосы, тесто прилипало к ним, и перед учёбой приходилось отрывать тесто от рук вместе с волосами.
В 1923 г. папа поступил в Екатеринославский (с 1926 г. - Днепропетровский) горный институт на специальность «Подземная разработка полезных ископаемых». Так как папа не был выходцем из пролетарской среды, в соответствии с требованиями политики ВКП(б) (Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)), с января по конец октября 1926 г. он был вынужден прервать учёбу в институте и добывал трудовой стаж, работая чернорабочим и помощником сталевара на Днепровском металлургическом заводе в г. Днепродзержинске. 9 октября 1926 г. папа был восстановлен в институте и окончил его в декабре 1929 г. По окончании института папа получил назначение на работу в г. Кривой Рог Днепропетровской области, и вся его дальнейшая жизнь была тесно связана с Кривбассом и увеличением объёмов добычи железной руды".