"- Мне нужна новая жизнь. я хочу кататься на лыжах, танцевать, ходить на пляж, объехать Европу на мотоцикле, а с тобой я только смотрю кино.
- Я пишу для киножурналов, к тому же мне нравятся хорошие фильмы.
- Тебе нравятся фильмы, потому что по жизни ты зритель! Я не такая, я деятель, я хочу участвовать. Вместе мы никогда не смеёмся."
Из всех экранных пар Вуди Аллена мне больше всего симпатичен его дуэт с Дайан Китон, и этот фильм является первым, в котором они сыграли вместе. Любопытно, что его снял не сам маэстро Но в любом случае, сценарий его (за основа взята одна пьеса), поэтому существенных отличий от работ того периода творчества найти довольно сложно, кино типично "алленовское" во всём: характеры, ситуации, темы. Но сюжет, да и самая идея киноленты цепляют.
Перед нами жизнь Аллана (забавная игра слов кстати) мечтателя и писателя (по совместительству ещё и кинокритика), который является полным неудачником: от него уходит жена, знакомства с девушками оборачиваются провалом, он закомплексован, презирает себя самого и единственной его отдушиной становится именно кино. Не случайно фильм начинает повествование как раз из зала кинотеатра, в котором герой с упоением смотрит "Касабланку", ловя каждое слово своего кумира - актёра Хамфри Богарта. Аллан часто представляет себя в его образе, примеряет на свою никудышную жизнь. Он даже "оживляет" актёра и тот снабжает его советами, полными жёсткости и (в какой-то степени) крутости. Эти диалоги-монологи,кстати, являются одним из украшений фильма, а сцена, когда Аллен с сигаретой в зубах, изменив голос, пытается копировать манеру Богарта как минимум вызывает улыбку. Другое дело, что советы любимого актёра либо оборачиваются полным фиаско, либо кажутся совершенно невыполнимыми. В конце концов, ведь очень сложно пересилить себя, а стать другим человек тем более. В поисках любящей женщине лузеру-кинокритику помогают его лучшие друзья - Дик и Линда, состоящие в браке. Они искренне пытаются помочь, но ничего не выходит, правда, чем больше Аллан общается с Линдой, тем отчётливое понимает - их тянет к друг другу, ведь они так похожи, у них столько общего и всё происходит, как в кино. Дальше без спойлеров, но могу сказать ,что это хорошая и милая история любви. Больше спойлерить не буду, но в конце, конечно же, не обойдётся без "Касабланки".
Можно много и долго ругать Аллена за повторы в своих фильмов, одинаковых персонажей, не меняющихся перипетий сюжета, но, как мне кажется, это всё пустое, ведь ему есть что сказать.
"- Я так говорю, потому что это правда. Мы оба знаем, что ты должна быть с Диком, ты - часть его работы. Если самолёт улетит без тебя, то ты об этом пожалеешь. Может быть, не сегодня и не завтра, но очень скоро ты будешь сожалеть об этом всю оставшуюся жизнь.
- Это прекрасно.
- Это из "Касабланки". Всю жизнь мечтал это сказать."