"Есть то время, и то место, и та песня, и ты помнишь свои ощущение когда ты в том месте, а потом ты слышишь эту песню, и ты знаешь, что больше не в том месте и из-за этого чувствуешь в себе пустоту. Нельзя просто пойти и обрести это снова".
Честно говоря, я просто не помню, когда в последний раз был в просто восторженном шоке от просмотра фильма. Всё-таки лучше всего, когда ничего не знаешь о фильме в принципе, ни трейлеров, ни кадров и в один прекрасный момент нажимаешь на кнопку "play" и попадаешь именно в самую, что ни на есть, точку. Я могу с уверенностью сказать, что это один из самых лучших фильмов для меня в этом году.
Под видом обычных "молодёжных приключений",а-ля неформальная тройка коллег-журналистов отправляется в командировку в небольшой городок для написания статьи об очередном психе, научившемся отправляться в прошлое и разместившем об этом объявление (дабы найти напарника по путешествию), в итоге выходит довольно философская, в какой-то степени жёсткая и (чего не скажешь по началу) романтическая драма о жизни современного общества и людей отличных от него. И что особенно привлекает в фильме - он "в тренде"современной культуры и социума, именно поэтому мелькает Facebook, именно поэтому один из героев представляет собой игрового "задрота", а второй - своеобразный стареющий "офисный мачо", целью которого является не собственно журналистское задание редакции, а стандартный "перепихон" с бывшей подружкой из студенческого любовного прошлого. Именно вся циничность, развязность, пошлость и меркантильность современного устройства мира показаны в этом фильме наиболее ярко. Они легко нам знакомы, они везде. Но есть те, кто принимают это и те, кто пытается идти другим путём, быть отличными от других. Такой и является главная героиня Дариус.
Она флегматична, презирает своё окружение, в тоже время её не интересует карьера как цель жизни, Дариус желает вернуться в прошлое, где было куда как лучше, чем сейчас. Именно из-за другого подхода к жизни общество в лице собственного отца и коллег невольно (а в некоторых случаях, куда как вольно) отвергает её. Но нет, это не стандартный "плачущий изгой", от её саркастических реплик и вольности поступков нет отбоя. И это задание изменит её, даст то, чего не хватает - даст нужного человека, схожего человека, человека, который на одной волне с ней.
И этим человеком становится Кеннет. Он странный - считает, что за ним охотится FBI, устраивает испытания, чтобы "журналистка под прикрытием" стала его напарником по путешествию. Постоянно говорит о секретных планах, о прошлом, ищет детали для создания своей волшебной машины, а вокруг все считают его полным психом. И по мере развития сюжета, по всем законам жанра, открывается романтическая линия, но слащавости и слёз тут не будет. Разговоры о прошлом, возможности вернуться в него и причинах этого возвращения не раздражают, в конце концов, нет такого человек, который никогда не хотел бы перекрутить кассету назад. Кто-то доволен реальным миром и не замечает, как всё проходит, кто-то хочет вернуться в прошлое, а кто-то просто не хочет видеть того, что кое-что ушло, пропало из жизни и на самом деле этого очень не хватает.
В фильме всё очень грамотно построено и этим цепляет - банальщина сюжетных ходов практически отсутствует, а сам сюжет постоянно "ломается", не давая провести одну чёткую линию ,понять, что точно будет дальше, как будто ведёт со зрителем особую игру - "во что ты веришь". В этом плане очень гармонируют противоположные герои и их сюжетные стороны. Ну и конечно, особую роль играет определённая недосказанность - да, потенциально ты ждёшь, что тебе сейчас абсолютно всё разъяснят, разжуют, да ещё и научат как правильно, но этого не происходит. Присутствует открытость каких-то эпизодов, и тут уже зритель сам должен решать, какой из этого всего вывод. Порой фильм напоминает и "Скотта Пилгрима", иногда "Начинающих", ну и как не упомянуть про параллели с "Вечным сиянием чистого разума". Но он не копирует их, а становится в один ряд с ними.
Если говорить же о внешних составляющих фильма, то тут тоже всё довольно интересно - трясущаяся камера, мелодичный саундтрек, который звучит именно в нужных моментах, порой ещё больше натягивая "струну" напряжения, действительно красивые съёмки и разнообразные ракурсы камеры, акцентирующие внимание на определённых моментах. Чувствуется какой-то определённый стиль, почерк, а ведь это первая большая работа молодого режиссёра Коллина Треворроу.
Но, конечно, мы ценим фильмы не за обёртку, а за содержание. Казалось бы, банальная фраза, но точная. Именно идейный замысел, неоднозначность каких-либо моментов, жизненность и просто хороший посыл дают этот эффект разорвавшейся эмоциональной бомбы, чего-то нового и необычного. Да, возможно я субъективен, а этот фильм никогда не войдёт в шедевры мирового кинематографа, но к чёрту приверженность стандартам и художественным канонам, это кино по-настоящему "в тему" сегодняшней жизни, ценностей, людей и любви.
Back to the future and nothing more...