Ежегодная конференция ПСТБИ 1992-1996 гг.

Jul 22, 2016 00:06

Начинаю выкладывать материалы бесценной ежегодной богословской конференции ПСТБИ (ПСТГУ).

В данном случае сборник за 1992-1996 годы (ПДФ и ДэЖаВю)



Предисловие:

Настоящий сборник содержит доклады ежегодных Богословских конференций Православного Свято-Тихоновского Богословского Института с 1992 по 1996 г.
Впервые Богословская конференция проводилась 25-27 мая 1992 г. как Чтения памяти протоиерея Всеволода Шпиллера (1902-1984), известного московского пастыря и богослова. Организаторами Чтений выступили только что созданный Православный Богословский Институт, Общество ревнителей Православной культуры, Братство во Имя Всемилостивого Спаса. Духовная школа прот. Всеволода, его труды, направленные к возрождению русской церковной жизни, богословской мысли и пастырства во многом определили содержание Чтений. Святейший Патриарх Алексий II принял участие в проведении Чтений и с любовию преподал собравшимся свое первосвятительское благословение.
Знаменательным событием, исполненным особого духовного смысла, стало участие в Чтениях крупнейшего русского богослова зарубежья протопресвитера Иоанна Мейен- дорфа. Доклад о положении Православной Церкви в современном мире и две лекции о. Иоанна перед студентами Института стали его последним публичным выступлением, т. к. через два месяца, 22 июля 1992 г., о. Иоанн скончался в Канаде. Слова о. Иоанна, сказанные с обычным для него трезвением и трогательной любовью, явились духовным завещанием и благословением и для Богословского Института, и для зарождающейся традиции Богословских конференций - одного из крупных научных мероприятий Православной Церкви в России. Доклад о. Иоанна на Чтениях публикуется в настоящем сборнике.
В 1993 г. Чтения проводились дважды - зимой и весной, после чего установилась традиция проведения Богословской конференции в конце января - начале февраля. Местом проведения конференции стало здание Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова на Воробьевых горах. В 1994 г. одно из заседаний конференции было посвящено 10-летней годовщине со дня смерти прот. Всеволода Шпиллера и 100-летию со дня рождения иеромонаха Павла (Троицкого). В этом же году были организованы четыре секции, помимо пленарных заседаний, были сделаны доклады гостями из-за рубежа.
Богословская конференция объединила творческие усилия богословов, преподавателей и сотрудников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, а также многих представителей гуманитарных наук академических институтов, университетов, музеев, архивов, библиотек, специалистов по церковному искусству. Главной целью и главным результатом конференции является достижение богословского и научного единства в осмыслении истин веры.
В 1995 г. на конференции были сделаны 43 доклада преподавателями Института и гостями из других городов.
Богословская конференция 1996 г. была поддержана Российским гуманитарным научным фондом, что стало признанием ее значения для развития богословских наук и смежных гуманитраных дисциплин. Эта шестая Богословская конференция по количеству своих участников, многообразию затронутых тем, по реакции широких кругов церковной и научной общественности вышла за обычные институтские рамки и приобрела значение международного научного события.
Его Святейшество Святейший Патриарх Алексий обратился к участникам конференции с Приветственным словом: “Богословское осмысление истин веры, важнейших проблем человеческой жизни, истории, мироздания и явлений природы существовало всегда. Но богословие требует не только работы ума, но прежде всего - чистого сердца, открытого Богу, крепкой веры. Глубокое изучение богословских наук, церковной истории, литургики, церковного искусства необходимо для полноценной жизни Церкви, для проповеди и апологии нашего христианского учения... Но и светские гуманитарные науки, культурная жизнь народа, искусство не могут правильно развиваться без изучения духовной жизни, церковной истории, вечных сокровищ религиозного знания, хранимого Церковью”.
В течение трех дней работы на шести секциях конференции: богословско-исторической, истории Русской Православной Церкви, новейшей истории Русской Православной Церкви XX в., церковных художеств, филологии, педагогики, - выступили 75 докладчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Белоруссии, Украины, Франции, США. Среди них - преподаватели Московской Духовной Академии, Санкт-Петербургской Духовной Академии, Свято-Сергиевского Богословского института, Православного Университета им. св. Иоанна Богослова, МГУ, ИМЛИ, ИСАА, Института Российской истории и других академических институтов Российской Академии Наук, Богословского факультета Европейского Государственного Университета в Минске, учебных институтов, музеев, архивов. На конференции присутствовали около 600 участников из разных городов России, гости из Грузии, Франции, Польши, ФРГ, Норвегии, Прибалтийских стран.
Публикация этого сборника, включающего значительную часть докладов конференций, ставит своей целью ввести их в широкий научный и богословский оборот, хотя не все доклады были в равной степени подготовлены для печати.

[Оглавление]
Оглавление 5
ПРЕДИСЛОВИЕ 9
Приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ЧТЕНИЙ ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ ВСЕВОЛОДА ШПИЛЛЕРА, 1992-1993 гг. 13
Протопресвитер Иоанн Мейендорф Православная Церковь в современном мире 15
Протоиерей Глеб Каледа О некоторых аспектах духовной жизни Русской Церкви в 30-60-е годы 31
Протоиерей Валентин Асмус Учение св. царя Юстиниана о священстве и царстве 36
Протоиерей Валентин Асмус О некоторых церковных канонических идеях патриарха Никона 43
Фортунатто М.М. Обожение и иконография 47
Вербицкий С.В. К иконографии Пресвятой Богородицы. Об одном малоизвестном типе изображения 51
Жолондзь А.Г. Святыни и современная музейная практика 54
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ЕЖЕГОДНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1994 г 56
БОГОСЛОВИЕ И ИСТОРИЯ 58
Протоиерей Александр Салтыков. Библейские основы иконопочитания 58
Протоиерей Валентин Асмус. Седьмой Вселенский Собор 787 г. и строй в Церкви 65
Иерей Артемий Владимиров. Благодать священства и природа пастырского слова 77
Иерей Максим Козлов. Учение A.C. Хомякова о Церкви 81
Иерей Петр Коломейцев. Богословские аспекты душепопечительства инвалидов 87
Диакон Андрей Кураев. Рерихианство глазами православного 91
Аникеева Е.Н. Хр. Яннарас и современный эллинизм 99
Деопик Д.В. Некоторые проблемы курса библейской археологии Ветхого Завета и истории Святой Земли 102
Киреева М.В. Восточная святоотеческая литература в средневековой Западной Европе 111
Муравьев А.В. Епископ против кесаря (к вопросу о формировании одного византийского идеологического мотива) 115
Сидоров А.И. “Мысли” (гл. 1-3) Евагрия Понтийского: тип богословского мышления 118
Филиппов Б.А. Кесарево - кесарю 124
ФИЛОЛОГИЯ 131
Журавлев В.К. Церковнославянский язык в системе православного воспитания и образования. Проблема подготовки наставников 131
Камчатнов А.М. Об усовершенствовании церковнославянского перевода Св. Писания 138
Миронова T.Л. Древнерусские Евангелия XI в. и их роль в формировании русского извода церковнославянского языка 143
ЦЕРКОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВА 150
Клокова. Г.С. Зачем мы готовим реставраторов? 150
Малков Ю.Г. Тема иконопочитания в древнерусской литературе XI-XIII веков 152
Подобедова О.И. Некоторые соображения о сущности русской иконы 163
Филатов В.В. Фрески Успенского собора в Звенигороде и исихазм 166
Щенникова Л.A. Благовещение “Устюжское”: Его происхождение и иконография 170
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ 177
Денисов Н.Г. Традиции пения по “напевке” у старообрядцев (вопросы репертуара) 177
Крашенинникова O.A. Древнейший славянский список Студийского устава (син. 330): к проблеме датировки византийского протографа 185
Кротова Ю.Н. Музыкальное наследие Оптиной пустыни 194
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ЕЖЕГОДНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1995 г 197
БОГОСЛОВИЕ И ИСТОРИЯ 199
Иерей Олег Давыденков. Христология Севира Антиохийского 199
Протоиерей Валентин Асмус. О монофизитстве 209
Вдовиченко A.B. Иудейская диаспора как необходимое условие христианской проповеди: Возникновение римской общины христиан 212
Лега В.П. Проблема чуда и современное научное мировоззрение 218
Иерей Артемий Владимиров. О молитве Иисусовой 223
Камчатнов А.М. О продолжении работ по научно-критическому изданию Библии 226
Ефимов А.Б., Нестеров С.В. Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) и переводы Священного Писания на русский язык 232
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ЕЖЕГОДНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1996 г 239
БОГОСЛОВИЕ И ИСТОРИЯ 241
Протоиерей Николай Озолин. К семидесятилетию Русского Православного Богословского института преподобного Сергия Радонежского в Париже 241
Рещикова В. А. Воспоминания о Владимире Николаевиче Лосском 248
Протоиерей Валентин Асмус. Богословие В.Н. Лосского 251
Протоиерей Николай Соколов. “Да будут все едино” (сообщение об окружном послании папы Иоанна Павла II) 255
Сомин Н. В. Отношение к частной собственности в трудах Иоанна Златоуста и в католическом социальном учении 260
Протоиерей Михаил Олекса. Принципы православного миссионерства из опыта Церкви на Аляске 263
Василик В.В. Севир Антиохийский 266
Дворкин А.Л. Тоталитарные основы современного кришнаизма 271
Аникеева Е.Н. Основные парадигмы индийского религиозного сознания в их сопоставлении с христианским богословием 275
Вдовиченко А.В. ΔΙΚΑΙΟΣΥΝΗ Филона Александрийского и Апостола Павла 277
Камчатнов А.М. Кем был Иаков у Лавана? (Лингвистический комментарий на Быт. 29:15-31:41) 282
Лега В.П. Проблема личности: святоотеческий и философский подходы 283
Филиппов Б.А. Православная Церковь и демократия 288
Протоиерей Валентин Асмус. Церковные полномочия императоров в поздней Византии 298
Черепица В.Н. Духовенство и армия (из биографии архиепископа Екатеринославльского Онисифора) (1769-1828) 301
Воронина Т.А. Пост как показатель благочестия русских крестьян XIX века 307
ЦЕРКОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВА 309
Колпакова Г.С. Фрески церкви Святителя Николая на Липне в Новгороде и некоторые общие проблемы искусства XIII века 309
Жолондзь А.Г. Музей и ризница 320
Зеленецкий И.Л. Роль церковного образования для работы в области - церковного искусства 325
Квливидзе Н .В. Тема Святой Троицы в русской культуре второй половины XVT века и росписи Троицкой церкви в Вяземах 327
Саенкова Е.М. “Сказание” как источник по истории иконы “Богоматерь Свенская” 331
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XX В. 336
Ореха нов Ю.Л. Реф орма Высшего Церковного Управления в работах предсоборного присутствия 1906 года 336
Фирсов С.Л. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и проблема реформы Высшего Церковного Управления в годы Первой российской революции 339
Бовкало А.А. Постановление 1919 года об увеличении числа епископов 341
Протоиерей Мохов В.В., Зимина Н.П. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии (1917 - 1987 гг.) 343
Головкова Л.А. Следственное дело отца Владимира Нарского 353
Журавский A.B. Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) как последователь Митрополита Казанского Кирилла 358
Подобедова О.И. Воспоминания о Патриархе Тихоне 365
Кривова Н.А. Сопротивление против изъятия церковных ценностей в 1922 году 367
Шкаровский М.В. История иосифлянского движения 1927-1940-х гг. в свете новых архивных документов 375
Осипова И.И. История “Истинно-Православной Церкви” по материалам следственного дела 376
Протоиерей Владислав Цыпин Православная Церковь на Украине в годы немецкой оккупации (1941-1944) 383
Петрушко В.И. Автокефалистские расколы на Украине и проблема их преодоления: канонический аспект 399
Косик В.И. Русская Церковь в Югославии (1921-1939) 406
Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и проблема реституций 416
Тищенко В. А. Сообщение о работе кафедры Информатики (ПСТБИ) 419
ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ О положении канонической Украинской Православной Церкви на Западной Украине 420

кон-фы ПСТГУ, интересное, пстгу

Previous post Next post
Up