В последнее время не меньше десяти человек спросило меня, не собираюсь ли я переходить на беззеркалку?.. Чтобы не повторять одно и то же, я решил написать статью по этой теме, которую и предлагаю вашему вниманию. Под катом много текста, готовьтесь :)
Итак, беззеркалки!
Предистория
Зеркалка. Родная, привычная. Признайтесь, кто из вас в детстве тоже мечтал о Зените? :) Я не просто мечтал, я копил! Но вместо Зенита мне купили ЛКА (Ломо-Компакт-Автомат), крохотный перестроечный кошмар Ленинградского опто-механического завода. А получи я тогда Зенит - как знать, может быть наигрался и забросил?.. Но я отвлекся!
Можно сказать, что последние десятилетия массовый рынок делили дальномерки и зеркалки, и наличие зеркала в полнокадровой камере воспринималось скорее как удобство. По нему через оптический видоискатель идет фокусировка, и до поры до времени всех все устраивало, несмотря на ряд недостатков такого решения:
1. Во время спуска затвора зеркало поднимается (давая возможность свету проникнуть в камеру), а затем шумно опускается, вызывая легкое сотрясение камеры. И если вы работаете со штатива на выдержках 1/5 - 2 секунды, этот удар может стать причиной смазанного (шевеленного) кадра. Собственно, проблема решается т.н. преподъемом зеркала - функцией, доступной во всех профессиональных зеркалках;
2. Наличие зеркального тракта подразумевает риск поломки этого самого тракта (хотя, такое случается редко);
3. Увеличенный за счет зеркала т.н. "рабочий отрезок" между пленкой / сенсором и объективом требует повышенного качества оптики;
4. Размеры и вес камеры увеличиваются за счет наличия этого самого зеркала.
Собственно, вся проблематика. Добавьте к этому сотни миллионов объективов, выпущенных за прошедшие десятилетия. Отточенные до идеальности механические наработки. Устоявшийся рынок, погрузившийся в условно сытую стагнацию.
Беззеркалки. Первая кровь
Что мы будем называть беззеркалкой? Камеру со сменной оптикой и без оптического видоискателя, вместо которого используется электронный аналог. Таких камер за последние годы произведено много. Первой была Panasonic G1 в стандарте 4:3, если не ошибаюсь, но на полнокадровое "зеркало" никто не покушался.
Нарушила статус кво компания Sony, которая произвела фурор (по-другому не скажешь), выпустив на рынок полнокадровую крошку Sony RX1 с несменным объективом Carl Zeiss 35/2.0, адекватным ISO 1600-3200 и стоимостью железнодорожного моста. Я много работал с ее инженерным образцом, мой детальный обзор по этой игрушке живет
ЗДЕСЬ.
Камера действительно получилась отменной, и даже сейчас, спустя шесть лет с момента выпуска, она не потеряла актуальности. Фактически, это был пробный шар, прототип будущей камеры со сменной оптикой. Спустя два года Sony выпустила сразу две полнокадровые беззеркалки - более "навороченную" Sony A7R (36 Мп) и чуть более простую Sony A7 (24 Мп).
Инженеры Sony внимательно выслушали все замечания, что позволило обойти подводные камни и сразу сделать достойный продукт. Мой детальный обзор по первой версии Sony A7R живет
ЗДЕСЬ.
Конкуренты заворчали, но корпоративная неповоротливость сыграла свою роль. Последующие несколько лет Sony сладостно топтала конкурентов, выпустив к своей первой "семерке" ревизии II и III, и только в 2018 году (практически одновременно) анонсами беззеркалок разродились Canon и Nikon. Ящик Пандоры окончательно раскрылся.
Разогрев рынка
Мы уже говорили о том, что фотографический рынок - животное сонное. Даже если не принимать во внимание тот факт, что современные телефоны отъели (а фактически убили) нишу малобюджетных мыльниц, все равно ситуация печальна: рынок перенасыщен предложениями, новые камеры существенно не отличаются от предыдущих, идет вяленькая эволюция. Гонка мегапикселей споткнулась о качество стекол, значения ISO 6400 так и остается пороговым для большинства камер, а динамический диапазон и без того был достаточно высоким, чтобы впечатлять неофитов.
Но ведь менеджер - он тоже человек, он кушать хочет. А уж о том, чего хочет менеджер высшего звена, можно вообще отдельную книгу написать! И вот, появляется новая ТЕМА для кормушки: беззеркалки. "Мы уберем осточертевшее зеркало и настанет счастье!". Подумайте, ведь это же голубая мечта производителя: заставить миллионы пользователей ерзать на пятой точке и мечтать о некой чудодейственной системе, причем для реализации этой мечты нужно продать (то есть отдать задешево) старую технику, поскольку она не совместима с новой. И начались завывания в интернете:
-- Зеркалкой снимать не модно!
-- Как? Ты все еще снимаешь зеркалкой?! Сейчас все снимают беззеркалками!
-- Что? Он купил Nikon D5 / Canon 1DX / PhaseOne? Расскажите ему, что уже есть беззеркалки!
Пелевинская система орально-анальных вау-факторов в действии... И вот появляется беззеркалка. На сегодня это больше настойчивые попытки маркетинга перестроить сложившийся рынок и вдохнуть в него жизнь, чем необходимость следовать фотографический эволюции. Почему? Давайте посмотрим вместе.
Пустыня реальности
Теперь серьезно. Мы говорим о полнокадровых камерах, которые пытаются вытеснить зеркальные аналоги. Ниже я постарался систематизировать информацию и показать плюсы и минусы нового подхода:
1. Уменьшение объема и веса за счет удаления зеркального тракта. Действительно, размеры и вес уменьшаются. Пример: камеры одного класса Nikon D850 (915 грамм) и Nikon Z7 (585 грамм) дают разницу в 330 грамм. Много. Это можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Решайте сами, насколько это нужно именно вам. Субъективно для меня: малый вес и размеры камеры (которые производители подают как революцию) оборачиваются нарушением балансировки тушки на тяжелых объективах (24-70 и длиннее). В итоге технику менее удобно держать в руках, поскольку камера перевешивает в сторону объектива. При работе с A7R мне все время хотелось поставить батарейную ручку, чтобы утяжелить тушку.
2. Сокращение рабочего отрезка. Переход на новый байонет дает производителю возможность изготовить более качественные стекла и получить объективы светосилой 0.95, например (что уже стоит в планах у той же Nikon для 58 мм). Несомненный плюс, но повышение качества влечет за собой увеличение стоимости оптики.
3. Скорострельность и бесшумность. Вот это несомненный плюс! Никто больше на "жахает" башкой о бетон зеркалом при спуске затвора. Но, справедливости ради, это сейчас умеют не только беззеркалки. То же самое делает та же Nikon D850 при съемке через поворотный экран в LiveView (
вот мой пост с примерами фотографий 2018 года).
4. Размеры беззеркальной оптики. Сейчас произведено не так много стекол, но кое-что сказать уже можно. В реальности, размеры аналогичной по параметрам оптики у беззеркалок сопоставимы, а иногда и больше зеркальных аналогов. (Nikon 50/1.8: 415 гр vs 185 гр). То есть связка камера-линза легче не стала.
5. Стоимость беззеркальной оптики. Я сознательно не делаю акцент на высокой стоимости новинок: беззеркальные объективы пока что дороже зеркальных, но производителю нужно банально отбить существенные финансовые вложения в R&D (исследования и разработку) и накормить детей менеджеров. Пример по ценам BH Photo Video: Nikon 50/1.8G стоит 217$, а вот Nikon 50/1.8 Z обойдется уже в 597$.
6. Малая жизнь батарей. Это объективная сложность. Даже в спецификациях беззеркалок производитель указывает в 3-4 раза меньшее количество кадров на заряд, а в реальной работе оно и того меньше. Причин две - "жручий" сенсорный экран и меньший размер (а следовательно и емкость) аккумулятора. А теперь представьте, что вы снимаете на длинной выдержке плывущие на рассвете облака на байкальских -25 с ветром, например, и беззеркалка тупо отрубается в процессе съемки. Вы меняете аккумулятор и начинаете все заново. И где гарантия, что батарея опять не отключится во время экспонирования? Просто я был свидетелем такой сцены в прошлом году. За одно утро мой коллега сменил три аккумулятора для Sony A7R III, при этом моя Nikon D850 "съела" 2/3 заряда одной батареи. То есть на съемочную сессию нужно брать запас аккумуляторов. И где тогда выигрыш в весе?
7. Фокусировка в новолуние. Современная оптика беззеркалок не имеет виньерной шкалы, которая позволяет фокусироваться вручную. Это означает, например, что во время ночной съемки в новолуние невозможно сфокусироваться на бесконечность. Как выставить электронный объектив в абсолютной темноте?! Видоискателю просто не хватит света для этой процедуры, а механической возможности у вас больше нет. То есть остается только брать "старую" оптику и подключать ее через переходник.
Заметьте, я еще ни слова не сказал про цветопередачу, динамический диапазон и прочие милые нюансы, ради которых мы, надеюсь, всю эту техно-радость и покупаем. С качеством картинки все в порядке. У беззеркалок оно в целом то же, что у зеркальных собратьев. Правда, на dpreview.com недавно ругали Canon EOS R за "порезанный" сенсор, но объективных тестов никто не приводил.
Счастье есть!..
Поймите меня правильно, я за эволюцию обеими руками. Чем больше будет новых моделей и технологических направлений, тем лучше для всех нас. Но не ждите от новомодной техники чудес. Что означает переход с вашей зеркальной камеры на новую, беззеркальную?
- продажа за бесценок вашего существующего техно-парка;
- высокая стоимость раскрученной новинки;
- малый парк объективов (производителю еще предстоит оптику рассчитать и выпустить);
- все те нюансы, которые мы обсудили выше.
Мы живем в интересное время! Существующая фототехника УЖЕ находится на пике развития и позволяет сделать так много, что не нужно ждать чудес с неба. Чудеса уже здесь! Достаточно просто оторвать филей от дивана и отправиться снимать тем, что у вас есть. Кто не согласен, возьмите камеру 2006-2008 года выпуска или откройте RAW-файлы того времени и покрутите их в графическом редакторе. По возможностям ощущение такое, словно руки связаны, и непонятно даже, как мы вообще работали такой техникой и что-то обрабатывали!
График экспедиций и мастер-классов |
Официальный сайт |
Фейсбук |
Твиттер |
500 px |
Инстаграм |
Клуб путешественной фотографии "Фотопланета"