29-го января родился Александр Цыбулевский - тифлисский Вергилий - гений места - готовый сопровождать не только по старым районам города - Кала, Авлабари, Чугурети, Вера - но и в его дачных пригородах - Коджори, Манглиси, Цхнети, иногда - выбраться за пределы города - в Картли, Мцхета-Мтианети, Джавахетию, Абхазию, Кахетию, Имеретию или - многолюбимую им Рачу.
Павел Нерлер в своем тексте «Из Этюдов о владельце шарманке» пишет, что первые адреса Цыбулевского в Тбилиси - семья переехала сюда в 1930 г. из Ростова на Дону, где он родился - Дзержинского, 6 и Ново-Арсенальная, 18.
Улица Дзержинского сейчас переименована в улицу Павла Ингороква - в честь грузинского историка и филолога, умершего на 5 лет позже Цыбулевского. Дом, в котором жил Цыбулевский, сохранился - несмотря на то, что противоположная сторона улицы лишилась своих старых домов - здесь построили новенький отель и - массивное здание Правительства Грузии - многооконное, многоликое. На доме - QR код - по которому можно узнать его историю - тифлисское барокко рубежа XIX-XX-го веков - маскароны и барельеф с легкими амурчиками, арабеска решетки балкона - несмотря на то, что штукатурка фасада местами осыпалась - обнажила треснувшую кирпичную кладку - парадная дверь закрыта на электронный замок, ворота во внутренний двор тоже закрыты.
Кроме QR кода, уводящего в архитектурное прошлое рубежа XIX-XX-го веков, мемориальных досок на доме нет - нет доски в честь Цыбулевского. Укорененный в грузинской топонимике - один из разделов его тифлисского сборника «Владелец шарманки» так и называется «из названий Тбилисских улиц» - истории, быте - Цыбулевский фактически был грузинским поэтом писавшем на русском языке - уникальное явление в СССР, где официально поддерживались литературы на национальном языке, так что в советских социалистических республиках русскоязычная поэзия не выживала - писавшие на русском в республиках уезжали в Россию - Москву/ Ленинград - например, Инна Лиснянская из Баку, или Геннадий Айги, чтобы писать по русски оставшийся в Москве, или даже - однокурсник Цыбулевского по филфаку Тбилисского университета Булат Окуджава; русскоязычных писателей в республики отправляли в творческие командировки, либо они приезжали частным образом - но неизменно - отгостив - уезжали - иногда создавая стихи на местном материале. Явление Цыбулевского сохранившего русскоязычную поэзию в Грузии для СССР осталось уникальным.
Как ни странно, тбилисские топонимы, связанные с русской литературой, ограничены советским периодом до конца двадцатых годов: в домике на самой окраине Салолак существует мемориальная доска на доме, в котором жил Есенин, в Чугурети - улица имени Горького - Горький работал здесь в 1890-х на железной дороге - с домом также отмеченном мемориальной доской. После этого русская литература как будто бы обрывается, исчезает.
Частью улицы Горького (вместе с улицей Красногорская) стала и Ново-Арсенальная - второй из упоминаемых Нерлером адресов Цыбулевского в Тбилиси. Дом идентифицировать не удалось.
Здесь - в Чугурети - непарадный старый Тбилиси - почти не перестраиваемый с - кажется - первой половины 20-го века - влажно, туманно, запах угля, которым топят холодные чугуретские дома. Где-то здесь Цыбулевский закончил 9-ю русскую школа - ее идентифицировать также не удалось - как и сам район 26-ти бакинских комиссаров.
После школы, оконченной в июле 1945 г., был филфак Тбилисского университета - имени И.В. Сталина - не закончив который Цыбулевский попал в тюрьма в Рустави - его арестовали в мае 1948 г. за недонесение на подпольную студенческую организацию Молодая Грузия. В Грузии с самых ранних времен существования советской республики возникали и иссякали различные антисовесткие организации - сразу же после оккупации Грузии Советской Россией, возник Комитет за независимость Грузии, известный как Дамком, подготовивший августовское восстание 1924 г., в течении 30-ти лет - с 1924 г. по 1954 г. - функционировала - в эмиграции - организация Белый Георгий, под влиянием которой в Грузии возникали одноименные подпольные группы, в 1943-44 г. несколько старших тбилисских школьников создали организацию Смерть Берии. Продолжением этой - Смерть Берии - организации стала Молодая Грузия, «за недонесение» на которую Военный трибунал войск МВД Грузинской ССР приговорил Александра Цыбулевского к 10 годам ИТЛ по статье 58-10 ч. 1.
Из Рустави Цыбулевский вернулся в Тбилиси почти сразу же после смерти Сталина - в 1954 г., в 1957 г. его реабилитировали (но до этого из за неснятой судимости он не смог поступить в Московский Литинститут), в 1960 г. он закончил филфак Тбилисского университета и поступил на работу - заведующим фотолабораторией в Институте Востоковедения АН Грузинской АССР. В 1969 г. его приняли в Союз писателей СССР, в 1974 - защитил диссертацию о Важа Пшавела.
Адреса этого периода не известны (например, хотя известно что Институт Востоковедения помещался «в одном крыле бывшего Заведения св. Нины», что это такое мне узнать не удалось) - вплоть до последнего адреса - Хетагурова, 4 - здесь Цыбулевский поселился с женой в новенькой советской панельной пятиэтажке «примерно в 1970 году». Мемориальная доска здесь также отсутствует.
Как ни странно, Цыбулевский никогда не писал об улицах, на которых жил - как будто стихи нужно было - нашагать, наездить. У него нет стихов о Хетагурова, Ново-Арсенальной, Дзержинского - несмотря на то, что в первой - тбилисской - книге стихов Владелец шарманки один из разделов назван Стихи о грузинских улицах. В апреле 2022-го года - когда я переехал в Тбилиси - я составил по его стихам маршрут -
https://dim-ma.livejournal.com/811775.html.
Цыбулевский умер в 17-го июня 1975-го года - здесь же - на Хетагурова, 4 похоронен на Русско-еврейском кладбище города, расположенном недалеко от метро Самгори.
Я поехал на кладбище в воскресенье, зная что по субботам еврейские кладбища обычно закрыты. Но здесь, кажется, это не так - кладбище, расположенное практически внутри базара Навтлуги - является проходным.
На кладбище - столетние кипарисы - на самых ранних могилах - первое десятилетие XX-го века - старая дореволюционная орфография. Главный язык кладбища - русский - значительно реже - иврит, и - всего на нескольких могилах надписи на грузинском. Хотя на могилах почти нет признаков их посещения, кладбище достаточно ухожено - чисто выметено - укрыто от стирающей историю повседневности - может быть - теми же кипарисами.
Я не знаю, где расположена могила, но пытаюсь ее найти - обхожу ряды по сохранившимся здесь асфальтовым дорожкам - привычные еврейские фамилии, тусклые - как зимнее солнце - фотографии на могилах. На могиле Цыбулевского фотографии нет - на небольшом сколе гранитной плиты только его подпись - АЦыбулевский - и годы жизни - 1928 - 1975. И - кладбищенский кипарис. Невоспетый.
адреса Цыбулевского
Дзержинского (Павла Ингороква), 6
Хетагурова, 4
Семейная могила Цыбулевских: кроме Александра Цыбулевского здесь похоронены его родители и бабушка
Материалы:
Статья Павла Нерлера к выходу книги Цыбулевского «Поэтика доподлинности: Критическая проза. Записные книжки. Фотографии». Издательство НЛО, 2017 г. -
https://7i.7iskusstv.com/2017-nomer7-nerler/ Великие радости путешествий. Из записных книжек -
http://www.intelros.ru/readroom/druzhba-narodov/d5-2017/32988-velikie-radosti-puteshestviy.html