28. 08 - Мендут - Боробудур

Aug 29, 2024 18:35

... я стою на мосту переброшенном через спускающуюся с вулкана Мерапи речку Progo - быструю, сильную - у берега реки, над цветущим растением - утренние бабочки - легкие - искусно украшенные - как кожаные куклы театра ваянг кулит - я смотрю на них как на девочку из Ипанемы - не решаюсь отказаться от взгляда

... бабочки улетают - можно продолжить движение

... паломничество как вид религиозного послушания - обретения заслуги - появилось в Индии - и индийских религиях - достаточно поздно - в период строительства Боробудура это было новинкой - возможно, очень модной - поэтому, вероятно, Боробудур и строился как конечная цель паломничества - от чанди Мендут - или - даже - расположенного на востоке вулкана Мерапи

... перемещаясь по паломническому пути я думаю о тех первых паломниках направлявшихся из Мендута в Боробудур - спешили они, испытывая нетерпение/ предвкушение от возможности увидеть невообразимое? оттягивали встречу? шли в привычном монотонном темпе, устав от дороги?

... доступ в Боробудур - даже если не идти пешком от Мендута - действительно похож на паломничество - организованное - рассчитанное - не терпящее своеволия - как любая религия, в основе которой - "связь" (religio) - связанность - получив билет, ты разуваешься, получаешь новую обувь - сандальи, которые не повредят поверхности Боробудура, ждёшь назначенного времени - проводника-Вергилия

... Вергилием оказывается девушка - "смущающая солнце и луну, высокогрудая, которая ходит походкой спешащего не робея"

... она должна провести через все миры буддистской космологии начиная с kamadhatu - миры феноменов (=чувств/ телесных желаний), репрезентованных в Боробудуре барельефами с сюжетами из Кармавибханга сутры, входящей в палийский канон Трипитаки (см. https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.136.nymo.html), объясняющей действия закона кармы, затем - подняться в rupadhatu - миры "форм" - репрезентованные сюжетами Лалитавистара (см. https://read.84000.co/translation/toh95.html) и Гандавьюха сутр, джатак и авадан, и - наконец - взойти в arupadhatu - миры "не форм", репрезентованные небольшими "решетчатыми" полуоткрытыми ступами, на нижних уровнях в которых скрыты Будды, на верхних - полыми - и - завершающиеся - массивной ступой - сейчас - пустой

... Вергилий-сопровождающий оставляет только после того, как все буддистские миры - снизу вверх - и обратно - преодолены - пройдены - у подножия Боробудура

... я остаюсь один - сажусь в тени на скамейку

... в осмотренном таким образом Боробудуре ощущение от архитектуры как от "выставочного зала", характерного для ранее осмотренных чанди, не возникает - но, вместо этого, в первую очередь осознаётся замысел - рассчитанный, рациональный - а не воспринимается архитектурная форма, так и оставшаяся единственной - нигде и никогда больше не воспроизведенной

застывшее каменное пламя Боробудура


kamadhatu - миры феноменов (=чувств/ телесных желаний)






rupadhatu - миры "форм"






arupadhatu - миры "не форм"





скульптура, архитектура, 1001 ночь, Данте, Ява, 2024_4, Индия, ЮВА

Previous post Next post
Up