... на территории Прамбанана - монотонный звук металлофона - гамбанга или гендера - снотворный - потусторонний - так звучит погребальный колокол
... звук прерывается только на время азана и последующего намаза - возобновляется снова
... идеальная поминальная музыка - возможно, гамелан изначально и создавался как погребальный оркестр
... погребальные чанди, сложенные из серых вулканических блоков, кажутся рукотворными вулканами
... к полудню они нагреваются до непереносимых температур, но пока - приятно приложить к ним ладони - под ладонями - тысячелетие
... осматривая барельефы чанди Шивы, излагающие сюжет Рамаяны, я пытаюсь представить как приплывший из-за океана индийские брахманы соблазняли своей культурой индонезийских правителей - что они могли предложить? ради чего предлагали потратить ресурсы на возведение гигантских архитектурных комплексов?
... очевидно, т. к. комплексы были погребальными, брахманы предлагали - бессмертие - реинкарнацию - восхождение на небеса - именно так заканчивается история Рамы на барельефах чанди, посвящённого Брахме
... если они делали это с такой же изощрённой, отработанной техникой, как яванский экскурсовод убеждающий свою англоязычную группу в существовании кармы и череды перерождений - они имели огромный шанс на успех
... экскурсовод - тёмный, почти цвета камня из которого сложены чанди - энергичный - сухой - ещё чуть и - способный воспламениться - на два голоса разыгрывает диалог Рамы и Ситы - после свадьбы Рама объявляет, что они должны удалиться в лес - они будут жить в лесу - я не хочу жить в лесу - протестует Сита - это дешевле - аргументирует Рама
... зрители согласны с аргументами обеих сторон - т.е. - с экскурсоводом
... подобную стратегию могли использовать индийские брахманы
... когда я спускаюсь вниз, на площадке между чанди индийских богов и их вахан хозяйничают школьники - их приводят сюда практиковаться в английском - окружают - как рыбки - могу ли уделить им немного времени? как зовут? откуда? как долго нахожусь в Индонезии? какая индонезийская еда нравится больше всего? не мог бы я с ними сфотографироваться? - я фотографируюсь - несколько раз - и поднимаюсь, чтобы освободиться от школьников в чанди Нанди, которого я полюбил со времён путешествий по Северной Индии и Непалу
... а потом скрываюсь на территории буддистских комплексов Lumbung, Bubrah и Sewu - т. е. "тысяча" - связанного с легендой о принцессе Лоло Джонггранг (Roro Jonggrang), которая в качестве условия женитьбы объявила претенденту на свою руку, что он должен за одну ночь возвести тысячу чанди с тысячей статуй (вероятно, чтобы похоронить здесь всех своих предков) - претендент с помощью волшебства и подземных духов почти выполнил это требование, но - принцесса остановила работу используя запах цветов - хочется верить, что франжипани - который не переносят подземные духи - осталась всего одна чанди и - одна статуя - в неё разгневанный обманом претендент на руку принцессы и превратил Лоло Джонггранг
... за тысячелетие почти всё скульптуры пропали - сохранилось несколько безголовых Будд - пропала статуя и самой принцессы - чаще всего её ассоциируют с Дургой в образе Махишасурамардини, установленной в прамбананском храме Шивы - единственное из сохранившихся женских изображений
... возможно, считалось что инкарнациями дворцовых женщин являются - ваханы мужских богов
... без постороннего надзора - смотрителей и богов - в Sewu просторно - и - нетрудно представить - что всё эти две с половиной сотен чанди - инкарнации в них погребённых
... даже разрушенные землятресением 2006-го года - не восстановленные в своей первоначальной форме
вид на Прамбанан с севера
церемония у чанди Шивы
чанди Бубрах (Bubrah) - вид с запада. около 9 в. н.э.
вид с северо-востока. предполагают, что "большой" чанди посвящен Шиве/ линге, "маленький" - Парвати/ йони.
чанди Севу (Sewu) - около 9 в. н.э. - и его дварапалы. вид с востока.
второстепенные чанди вокруг чанди Севу