... алгоритм который maps.me использует для построения пешеходных маршрутов, кажется, выбирает самые нехоженые дороги и тропы - дорога по которой я поднимался на холм, чтобы дойти в Marante была покрыта асфальтом, наверное в пик туристических 1990-х - с тех пор покрытие не обновлялось - почти исчезло - так же - если ее не практиковать - не обновлять - исчезает традиция
... вероятно, уход туристов в конце 1990-х - начале нулевых - когда после теракта 11-го сентября 2001 года в некоторых районах Индонезии возникли христиано-мусульманские столкновения, кульминацией которых стали взрывы в христианской церкви в Макассаре, сетевом отеле в Джакарте и на балийской дискотеке в октябре 2002-го года, по своему экономическому влиянию был сравним с потерей доходов от работорговли в начале XIX- го века
... тогда была надежда на кофе - которая оправдалась - сейчас нового ресурса нет - остается надеяться на восстановление туризма
... в 2010-х количество туристов, видимо, продолжало падать - в отчете о посещении Тораджа 2008-го года (см.
https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=239&t=60050) говорится о назойливых/ настойчивых гидах, которые пытаются "завладеть" туристом как только выходишь с автобуса - за три дня в Рантепао я столкнулся с гидом всего один раз - водитель ожека остановил меня по дороге к Лонда - спросил имя, откуда родом, куда направляюсь - видел ли церемонию - где остановился - объявил, что он гид - и - уехал - так ничего и не предложив - хотя сейчас самый высокий сезон
... согласно официальной статистике в 2001 году в Tana Toraja Regency было проведено 2,045 церемоний, из них - 1,872 похорон, на этих церемониях было убито 8,157 буйволов, 25,235 свиней
... очевидно, что сейчас подобные цифры не достижимы
... потеря ресурса радикальным образом меняет повседневный уклад жизни
... так, для "добычи" рабов в период предшествовавший туризму, совершались войны, нападения на соседние племена - slaves came - пишет в A Short History of Bali Robert Pringle - from several sources. Rulers were obligated by custom to enslave anyone who was indigent or otherwise became a charge on public welfare. Criminals, the wives and children of executed felons, and illegitimate children could be enslaved. The justice system was skewed to produce slaves because it inflicted higher fines for the same crime on offenders of low caste than on those of high caste, and when offenders couldn’t pay they could be sold into slavery. Prisoners of war were enslaved, and the slave trade undoubtedly provided a new economic motivation for endemic warfare. The chief minister of Karangasem remarked in 1808: ‘We wage war upon the others when we, lords, lack money; at such times we swoop down on the weakest of our neighbors, and all prisoners and their entire families are sold for slaves so that we ... have money to buy opium.’There was also debt slavery, common in Southeast Asia at the time. Individuals often pawned themselves to powerful patrons to obtain money and protection, which meant they could then be sold by the owner for any offence, however trivial. The rulers, who of course were the major slave owners, encouraged debt slavery by organising largescale cockfights and obliging their subjects to participate. Those who gambled on the outcome and lost could become slaves if they could not pay their debts. Since slavery was hereditary, the children of slaves added to the pool.
... очевидно, на Сулавеси происходило примерно то же самое - т. е. прекращение работорговли означало прекращение войн и всех связанных с этим активностей - прекращение массового туризма в том числе, очевидно, сказалось на проведении ритуалов