... в Muzium Negara - Национальном Музее - зал, посвящённый малайским государствам
... согласно информации Национального музея, первые малайские государства появились в начале 2-го в. н. э. по всему "малайском миру", включающему не только Малайский полуостров, но и острова, принадлежащие сейчас Индонезии - Борнео (=Калимантан), Суматра, Ява, Целебес (= Сулавеси), Молуккские острова, а также ряд островов принадлежащих сейчас Филиппинам - кроме того " малайский мир" включал часть Индокитая - государства Фунан (совр. Камбоджа) и Чампа (совр. Вьетнам) - Боробудур и Прамбанан на Яве также относятся к Малайским государствам
... очевидно, что с тех пор "малайский мир" сильно сжался - его современные границы Национальным музеем не обозначены - не обозначены направления поисков национальной идентичности - в рамках ислама
... ранние малайские государства для этого плохо подходят
... та же проблема поисков идентичности - в малайской архитектуре мечетей - отброшены могольские (видимо, из за немалайскости и "колониальности") и яванские (из за слабой связи с исламом) архитектурные формы - построена новенькая модернистская Национальная мечеть с звездообразным ребристым куполом изумрудного цвета (изначально выкрашенным в розовый) - но - образ не тиражируем, не узнаваем, более того - здесь отсутствует внутренний двор - купол - всего лишь - функционален - защищает от дождя/ солнца - орнамент, элементы обеспечивающий архитектурный ритм таковы, что - взгляду не за что зацепиться, разогнаться чтобы - преодолеть рациональный барьер - обрести трансцендентное пространство
... в этом же зале - коллекция холодного оружия - в том числе кинжалы особого типа - керисы / крисы
... между керисом и владельцем - человеком, семьей, родом - устанавливалась связь - "заключался" союз - керис предупреждал об угрозе, или измене, залечивал раны и рассекал огонь, обеспечивая через него проход, позволял убить человека поразив - всего лишь - его след - и т. п.
... при этом керис сохранял свою "независимость" - мог самостоятельно покидать ножны - перемещаться в поисках жертвы
... на фоне одного из керисов - изготовленного в 13 в. и принадлежавшего султану Теренггану - фотографируются две малайки в аккуратных тудунгах - очевидно, для них эта фотография имеет особую ценность - её можно будет показывать, ей - гордиться
Керисы - см
http://indonesia.megatis.ru/articles/2_22029.html KL, мечеть Sultan Abdul Samad Jamek (1909 г.) на слиянии Klang и Gombak - могольский архитектурный стиль
Melaka, мечеть Kampung Keling/ Kling (1878 г.) - яванский стиль
KL, Masjid Negara - макет