02.11 - Диярбакыр

Nov 03, 2023 03:55

... с городской стены, окружающей старый город Диярбакыра, сложенной из базальтовых брусков пепельно-черного цвета ещё в до арабские времена - вид на Месопотамию, которым невозможно насытится - поросшие редким лесом холмы под остановившимся неподвижным небом - остановившийся Тигр - скорее тигрёнок - ещё не набравший своей настоящей силы - не способный прорезать, преодолеть пустыню - в эту воду можно войти дважды, трижды, четырежды

... смена пейзажа сопровождается сменой кухни - салатики, которые приносят в Ираке, заправлены чем то кисло-молочным - начиная с Иракского курдистана кисло-молочная заправка исчезает

... преображаются уличные кафе - здесь - низкие стульчики расставленные скорее без всякого порядка и плана по всей отведённой площади - исчезает культура кальяна - сохраняется - чая

... и одежда - количество женщин в бурке в Диярбакыре примерно соответствует количеству женщин без бурки в Багдаде

... постная архитектурная ткань суннитских мечетей замещает скоромное золото и зеркала шиитских мечетей и мавзолеев Ирака - но, в то же время два скромные минарета иракских мечетей превращаются в нескромные четыре и больше

... перед входом в старую крепость Диярбакыра плакат на растяжке над улицей - что то вроде "Мира не будет, пока Иерусалим (Kudus) не будет свободным" - в самой крепости собирают пожертвования (acil yardim = экстренная помощь) для жителей Газы - на стене надпись - Terorist Israel - в пятницу у Ulu Camii - митинг под палестинским флагом

... набухает небо - темнеет - как будто гигантский осьминог выпустил свою чёрную жидкость - несколько быстрых молний и - ливень

... ливень смывает уличные кафе - посетители, находившиеся в них кажется что - рассеиваются, исчезают

... дождь застаёт меня в Ulu Camii, сложенной из того же пепельно-черного базальта во времена Великих Сельджуков (1091/92 гг. н. э. ) - плюс античные колонны-сполии с капителями коринфского ордера вырезанными из камня покрытого желтоватой патиной времени

... этим видом тоже невозможно насытиться

... и это при том притуплении восприятия, которое бывает после бессонной ночи

... или - благодаря ей

... мне не хотелось уходить с городской стены, и не хочется уходить из мечети - не хочется перемещаться - кажется достаточным находиться в одной точке - постоянной - позволяющей накопить инерцию взгляду

вид с городской стены на север


в старой цитадели


Hazreti Suleyman Camii


вид на цитадель от садов Хевсель


лавка на одной из центральных улиц: вяленая хурма - стандартизованная вывеска с названием лавки


Gazi Caddesi




уличное кафе перед Ulu Camii


Ulu Camii


справа - южная сторона двора, впереди - восточная


западная сторона двора


восточная сторона двора


"... сельджуки оказываются своеобразным катализатором эволюции мусульманской архитектуры. Одно из возможных направлений этой эволюции, притом явно архаизирующее, демонстрирует самая ранняя сельджукская мечеть Турции - Улуджами Диярбакыра.

Сохранившиеся на фасаде Улуджами надписи содержат две даты - 484 г.х. (1091/92) и 550 г.х. (1155/56), причем надпись с более ранней датой упоминает султана Малик-шаха, на нее и принято опираться при датировке памятника, рассматривая его в числе построек Великих Сельджуков.

Как уже было сказано, диярбакырский памятник следует отнести к архаизирующей линии планировки мечетей. Достаточно напомнить, что в последние годы правления Джелал ад-Дина Малик-шаха (умершего именно в году, указанном на фасаде Улу-джами) перестраивается молитвенный зал (шобестан) Пятничной мечети Исфахана, в котором на массивных кирпичных столбах на 30-метровую высоту поднят знаменитый купол Низама аль-Мулька диаметром 14 м, а уже через несколько десятилетий исфаханская мечеть обретет знаменитую айванную планировку. Рассматриваемую же Улу-джами немудрено принять за перестроенную христианскую базилику: молитвенный зал образован тремя нефами, параллельными стене киблы, рассеченными посередине сильно повышенным трансептом, акцентирующим ось михраба.

Источник такого плана определяется однозначно - Большая мечеть Омейядов в Дамаске (706-711 гг.). Уже в конце XII в. Мухаммад ибн Джубайр писал, что «ее общепризнанная известность позволяет не тратить время на ее описание». Планы двух мечетей объединяет трехнефное членение молитвенного зала, повышенный трансепт по центральной оси, обширный северный двор (в Дамаске окруженный галереями, в Диярбакыре - обстроенный зданиями). Необходимо учесть, что выходящая во двор аркада молитвенного зала мечети Омейядов до конца XIX в. оставалась открытой, не отгораживая пространства зала от двора, как это было принято во всех арабских мечетях и как это было сделано в Улу-джами.

Возможно, причиной буквального планировочного цитирования в данном случае являлся не только (или даже не столько) авторитет Большой мечети Омейядов, но и отработанная архитектурная практика. В 1069 г. сирийская мечеть сильно пострадала от пожара, и восстановительные работы в ней затянулись на полтора десятилетия, в течение которых, учитывая значение памятника и объем необходимых работ, на дамасской площадке должно былосформироваться целое поколение мастеров. В 1070-х гг. эмиром Дамаска стал Тутуш, сын Алп-Арслана и брат Малик-шаха, - позже он станет султаном и основателем ветви Сельджуков Сирии, пока же оставался вассалом своего старшего брата; соответственно работы в дамасской мечети производились от имени Малик-шаха, - как и строительство мечети в Диярбакыре. Не будет натяжкой предположить, что для выполнения султанского заказа в Восточную Анатолию отправился мастер (и даже не один), до того поработавший на главной стройплощадке Сирии и прекрасно изучивший авторитетный образец.

Общим в мечетях Дамаска и Диярбакыра является не только план с тремя поперечными нефами и повышенным трансептом. Объединяет оба памятника и использование аркад в интерьере - правда, античные колонны с коринфскими капителями, поддерживающие аркады в Дамаске, в Анатолии уступили место квадратным в сечении каменным столбам...

В мечети Дамаска все три нефа равны по ширине и высоте, каждый неф имеет двускатное перекрытие с открытыми стропилами, - вот к этим перекрытиям подошло бы описание «крыш в форме ослиной спины»; зал диярбакырской Улу-джами представляет собой классическую базилику с пониженными боковыми нефами, - снаружи это демонстрируется единой двускатной кровлей, разорванной лишь 11-метровым трансептом, а в интерьере подчеркивается расположенными на разных уровнях потолками и разными по высоте арками трансепта, акцентирующими центральный неф (для этого, кстати, пришлось перерезать двускатной крышей световые проемы трансепта, не нарушая их ритма, и на этот не слишком логичный эксперимент сельджукские архитекторы легко соглашаются).

... двор диярбакырской мечети обстроен зданиями, - справа от входа расположено артукидское медресе Месудие, слева - обновленный Османами молитвенный зал шафиитского мазхаба. Торцы двора оформлены двухэтажными фасадами, названными Кресвеллом «наиболее замечательной частью мечети». Согласно куфическим надписям, западный фасад датируется 1117-1125 гг., восточный - 1163 г., но, несмотря на разницу во времени, нижняя часть обоих фасадов представляет собой аркаду из пролетов, опирающуюся на античные колонны-сполии ...

Коринфские капители колонн увенчаны высокими импостами, на них лежит раскрепованный антаблемент из того же черного камня, из которого сложены все постройки мечети. На втором ярусе фасада установлены коринфские же колонны с фустами из местного камня, покрытыми глубокой резьбой, содержащей, в частности, растительные мотивы (виноградные листья), кресты и свастики, - возможно, эти сполии происходят именно из ранней церкви; во всяком случае, Кресвелл видел параллели декорации фасадов в памятниках VII-IX вв.

Диярбакырская Улу-джами (особенно ее западный фасад) пострадала от землетрясения и пожара в 1115 г. и десять лет спустя была восстановлена местной династией Иналоглу с использованием архитектурных деталей из римского театра, а заодно получила пристроенный со стороны киблы минарет - четырехгранный, сирийского типа, отсылающий к отстроенному за 20 лет до того минарету Большой мечети в Алеппо.

Улу-джами Диярбакыра оказывается не только первым, но единственным памятником Анатолии, в котором Великие Сельджуки пытаются по мере сил следовать авторитетной омейядской традиции."

Е.И. Кононенко. Анатолийская мечеть XI-XV вв. Очерки истории архитектуры.

2023_2, кулинария, архитектура, Иран, Турция, Ирак, Палестина

Previous post Next post
Up