Oct 27, 2023 19:56
... новый центр халифата - а значит - мира - по замыслу ал Мансура должен был иметь круглую форму - в центре круга - дворец халифа и мечеть - два центра - политической и духовной власти - сакральное пространство отделено от внешнего мира стеной, в которой устроено четверо - по сторонам света - ворот: аль Басра (юг), аль Куфа (север), Дамаск (запад) и Хорасан (восток) - отсюда начинались дороги в подчинённые центру части халифата
... место, застроенное ал Мансуром по своей сути не было именно городом, но - абстрактным воплощением абстрактного символа - здесь не было населения, городской жизни, базаров и т. п. - никакой связи с Багдадом, переместившимся вскоре на восточный берег вместе с всесильным персидским везирем Харуна ал Рашида - Джафаром Бармекидом - неизменным участником связанных с калифом историй в сказках 1001-й ночи
... через полторы тысячи лет после создания, на месте сакрального центра халифата - обычная жилая застройка, промзона - никаких свидетельств прошлого - и если бы место не было обозначено в bradt-овском путеводителе, я бы о нём не узнал - не говоря, не почувствовал, что оказался в центре сакрального пространства созданного аль Мансуром
PS
Шакуров писал, что "в 7-8 вв. в ближневосточных дворцах появилась необычная купольная постройка, которую средневековые источники называли «зеленым куполом»(куббат ал-хадра’). Самый впечатляющий и известный пример тому находился за багдадским дворцом ал-Мансура. Его купол увенчивала конная фигура с копьем, как полагают, это был флюгер. Со временем над всеми четырьмя воротами круглого города появились подобные фигуры, как знак аббасидского могущества и власти. Блум, посвятивший интереснейшую работу этим ротондам, с убедительностью показал, что их цветовая символика обманчива, на самом деле и, согласно арабским этимологиям, купола являются не зелеными, а голубыми, и, соответственно, это были Небесные Купола с явной теологизирующей символикой.
Если появление голубых куполов на Ближнем Востоке обладало, видимо, символическим значением и быстро прошло, то в Самарканде, а затем и во всем иранском мире (включая и Ирак) ситуация повторилась, но с удесятеренной силой. Ибо голубизна покрыла все архитектурное тело. Трансцендентная голубизна неба предопределила доминирующую воздушность субстанции тимуридской архитектуры. Голубизне воздуха в полной мере соответствовали, как цветовая облицовка, так и облегченность архитектуры,подчеркнуто обращенную в небеса."
Т. е. здесь обнаруживается ещё одна оппозиция Багдада и Самарканда - Самарканд как бы перерабатывает всё то, что начинает Багдад - и в этом смысле неслучайно караван из стихотворения Флеккера из Багдада направляется в golden road to Samarkand.
PPS
... разрушенный Чингисханом Самарканд так и остался незастроенным - существует как символ - холм Афросиаб - здесь можно прикоснуться к домонгольскому прошлому - к тому самому прошлому, откуда начинается пролог Сказок 1001-й ночи - что невозможно на месте города ал Мансура - с его современной бетонной застройкой - так материальное разрушает воображаемое
1001 ночь,
2023_2,
Средняя Азия,
архитектура,
Ирак,
Самарканд