(no subject)

Jun 03, 2023 16:16

... третий - наряду с Саят Нова и Ованесом Туманяном - столп армянской культуры Тбилиси - Серго Параджанов

... Параджанов родился в Тбилиси в 1924 г и до своего отъезда из города в 1945г жил в доме номер 7 на улице Месхи, ползущей по склону Мтацминды, что виноградная лоза - отсюда он спускался вниз - учился в школе №42 - потом в Тбилисской консерватории на факультете вокала, из которой перевелся в Московскую - тоже на вокальный факультет

... Параджанов вернулся в Тбилиси спустя почти тридцать лет - в 1978 г - после того, как был осужден по ст. 121, ч. 1 («мужеложство»), 211 («порнография»), 121, ч. 2. («мужеложство с применением насилия») - после освобождения ему было запрещено жить в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване - в тот же самый дом номер 7 на улице Месхи - "Живет он в условиях ужасных" - вспоминал посетивший его в январе 1982 г. Андрей Тарковский - "и никто из частых его гостей и тех, кто с удовольствием получает от него его подарки, ничего не хочет делать для того, чтобы выхлопотать ему квартиру. У него нет ни воды, ни газа, ни ванны, он болен."

... почти сразу после отъезда Тарковского Параджанова снова арестовали - с помощью взятки он пытался прекратить возбужденное против него дело о даче взятки при поступлении его племянника в Тбилисский театральный университет 4 года назад - поместили в тюрьму в Ортачала, где он провел девять месяцев - до приговора, по которому Параджанов получил условный срок

... из зала суда Параджанов вернулся на все ту же улицу Месхи, где прожил почти до самой смерти в своем старом доме

... а умирать уехал в Ереван - похоронен в ереванском Пантеоне парка имени Комитаса - там же - в Ереване - создан дом-музей Параджанова

Параджанов на одной из улиц в Мтацминда - Время полета (фото Юрия Мечитова, 1981 г. ) - хорошая рифма к строчке Цыбулевского "... берут в полет пролеты Авлабара"


в доме на улице Месхи
"Параджанов родился в семье тбилисского антиквара - в его рассказах отец представал то мелким старьевщиком, перепродающим никелированные спинки от кроватей, то удачливым авантюристом, тайно сбывающим драгоценные колье. В одной из версий рассказа юный Параджанов вынужден глотать сапфиры и рубины, чтобы их не нашли во время обыска. Но любовь к старым вещам Параджанов явно впитал с детства - и провел жизнь в бесконечном круговороте столиков, ковров, икон и расшитых тканей." Алексей Мунипов. Цвет граната: мир Параджанова в 23 главах


с Мастрояни - "... актер всю ночь пировал прямо на улице за длинным столом вместе с жителями соседних домов, обнимался с пожилыми грузинками и требовал политического убежища в Грузии - и приезд актеров Театра на Таганке".


ххх

... после полудня - в самое жаркое время - я иду по нагретой улице Месхи - здесь - на последнем жилом ярусе Мтацминды - солнце печет особенно сильно - и почти нет тени - редкие кипарисы - лоза - камелии - гранатовые деревья - сейчас - скромно цветущие - как девушка готовящаяся выйти замуж

... на верху - на Мтацминде - Тбилиси - особенный город - застекленные галереи верхних этажей - винтовые - что штопор - железные лесенки - узкие и хромые - на эти галереи ведущие

улица Котэ Месхи






ул Серго Параджанова




... дом Параджанова отремонтирован - перестроен - сейчас здесь отель - я проверил ближайшие даты - здесь свободно - можно забронировать и провести несколько дней - пообщаться с гением места

... на фасаде - у входа на рецепшен - мемориальная доска на грузинском - каких много в Тбилиси - с десяток на улице Месхи - я могу разобрать только даты - 1924 - 1990 - и имя - Сэрго Параджанови - перед входом - в тени - отдыхает мраморный дог - безучастный, кажется, ко всему кроме солнца - даже к кошке пробирающейся в дверь отеля - я замечаю узкий проход между домами и - оказываюсь по другую сторону дома - на улице Серго Параджанова - отсюда - с тыла - можно представить конструкцию того самого - старого - дома, в котором жил Параджанов - куда к нему приходили его знаменитые гости - на этой улочке - несколько особенно колоритных домов - и домов брошенных - как докучливая игрушка переставшая быть нужной после того, как ты повзрослел

дом Параджанова со стороны улицы Котэ Месхи

"Утверждают, что в доме этом еще в двадцатые нэповские годы находился бордель,принадлежавший родителю великого режиссера. Все же думаю, публичный дом был чуть поодаль, нельзя же поселить в нем собственную семью! И все-таки заведение бесспорно существовало, по замыслу приличное и носившее уютное название «Семейный уголок». Но некоторый риск был в именах персонала. Штатные девушки назывались «Александра Коллонтай», «Роза Люксембург», «Клара Цеткин», «Инесса Арманд», «Надежда Крупская»…" М. Синельников.


со стороны улицы Параджанова


«Дом двухэтажный, маленький, огороженный небольшим каменным забором ... Двор тоже маленький. Я сразу обратила внимание на круглый, небольшой не то колодец, не то фонтан; он был заполнен вином, и в этом водоеме плавали яблоки, гранаты и еще что-то вкусное. Вокруг колодца стояли наши актеры, черпали из него и пили.

Все балконы второго этажа были устланы коврами, лоскутными ковриками и одеялами. Сам двор был выложен разноцветными плитками. Все это было красиво и очень красочно. А с неба свисал черный кружевной зонтик, он висел в центре двора, как абажур... » Алла Демидова. Тени зазеркалья.



... внизу - у Тбилисской консерватории - совершенно другой город - европейский - "венский" - безбровый - благородный звук фортепьяно - и - кажется - арфы - щегольской альт - классическая охра фасадов - мальчик в черном костюме, белой рубашке - жесткий накрахмаленный воротник - еще более белый - легкая черная бабочка - тяжелый футляр от скрипки

ул. А. Грибоедова. Консерватория


... внизу - недалеко от Майдана - Мтквари и собора Сиони - в квартале, где ранее находились Манташевские торговые ряды, а теперь состоящем из отреставрированных домов, в которых устроены галереи и рестораны - запутавшийся в лозе - как в паутине - бронзовый Параджанов - с предательски блестящим носом - трикстера - комедианта - человека, который готовится тебя обжулить - водить за нос и обвести вокруг пальца - или - его самого так долго водили за нос, что нос - заблестел

Параджанов (скульптор Важа Микаберидзе). Ватный ряд, д. 7


... а всего в сотне метров от бронзового Параджанова - памятник Софико Чиаурели - в образе музы Саят Новы - каким ее придумал и изобразил в своем Цвете граната Параджанов

Софико Чиаурели в образе музы/ флоры




ххх

... обращение к армянской культуре - к биографии Саят Новы - для Параджанова было вынужденным - в период, предшествовавший съемкам фильма, он жил в Киеве - увлекался национальной украинской культурой - снял Тени забытых предков, ставший "неофициальным знаменем потаенного украинского национализма - на премьере фильма в Киеве два диссидента призывают зал встать в знак протеста против гонений на украинскую интеллигенцию" (Алексей Мунипов. Цвет граната: мир Параджанова в 23 главах) и начал снимать Киевские фрески - но спустя несколько месяцев после начала съемок картина была закрыта после того, как в конце 1965 года Параджанов подписал «письмо Дзюбы» к ЦК КПУ, в котором осуждались русификация Украины и притеснения украинской национальной культуры - после этого в Киеве работать он больше не мог - В.Б. Шкловский предложил разыграть армянскую карту - снять "фрески" на армянском материале - использовать биографию Саят Новы

«Если ты действительно решил говорить на экране скупым языком фресок, если тебя завораживает статичная выразительность египетских барельефов, то тогда передвинь временные рамки своего рассказа. На современном материале, перекликающемся с нашими реалиями, тебе такой фильм не разрешат снимать. Попробуй продолжить свои поиски, прибегнув к архаике. А если сделать не киевские, а армянские фрески? Великолепного материала в армянском Средневековье множество. Взять хотя бы фигуру Саят-Нова» В.Б. Шкловский. Из письма Параджанову.

... Саят Нова, вышедший в прокат под названием Цвет граната - стал главным фильмом Параджанова - и главным фильмом, в котором отражен армяно-грузинский культурный синтез существовавший - и сейчас утраченный - в армянском Тбилиси XVIII в. и - позже - в армяно-грузинском Тбилиси XIX в.

... фильм стал знаковым - Элиф Шафак в своем романе Bastard of Istanbul описывает интерьер дома, в котором живет эмигрировавшая в США армянская семья: "... the myriad rugs decorating the floor, the antique silver in the cupboard, the samovar on the chiffonier, the videocassette in the VCR (The Color of Pomegranates),
as well as the multiple paintings and the icon of The Prayer of Saint Anna and the poster of Mount Ararat canopied under pure white snow ..."

... Цвет граната начинается с кадра, на котором изображена книга - старинная рукопись - книга написана на двух языках - грузинском и армянском - на одном из следующих кадров - речная форель - вероятно, севанская - и грузинский хлеб - шотис пури - так же - на двух языках - произносится молитва во время жертвоприношения - это со-притуствие двух культур прослеживается на протяжении всего фильма

... на общем культурном фоне репрезентованном образами винограда и виноделия, ковров и ковроткачества, книжности и учености, музыкальности - образом граната и кинжала - армянская культура в фильме репрезентована образами сакральной архитектуры - церкви и монастыри (фильм снимали в монастырях Санаин - где согласно одной из версий - родился Саят Нова - и Ахпат - где он служил после отлучения от двора Ираклия II священником после миропомазания), хачкары, письмо по камню - но архитектура повседневная - бытовая - репрезентована образом тбилисских бань Абанотубани (мальчик Саят Нова подглядывает за моющимися женщинами - женская грудь - такое же чудо творения как и морская ракушка)

... визуальную "диктатуру" армянской архитектуры уравновешивает - грузинское лицо Софико Чиаурели - сыгравшей здесь несколько ролей - Саят Новы в юности - когда он стал ашугом и в период его службы при дворе Ираклия II - и его "яр" - возлюбленной и музы - царицы Анны - сестры Ираклия II - она же представлена здесь в образе монашки (возможно, это все та же отданная в монастырь царица Анна) и - наконец - "ангела воскресения" - увенчанной растительным венцом/ нимбом

Софико Чиаурели в образе ашуга Саят Новы


придворный поэт


и его "яр" - царица Анна




... именно этот образ использовал для своего памятника Софико Чиаурели, установленного в сквере недалеко от Сионского собора, Леван Вардосанидзе - возможно, это самый точный образ всей Грузии - "Грузия в образе Флоры"



Материалы:
О Параджанове и Цвете граната https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/cvet-granata-mir-paradzhanova-v-23-glavah/

Михаил Синельников. Отрывок из книги воспоминаний «Принесенные ветром, или Таш и Тоголок»https://www.chayka.org/node/7028

ЮТуб:
Отреставрированная версия фильма: https://youtu.be/klEQFlEG75k
Воспоминания о "Саят Нове" (фильм, снятый Левоном Григоряном, работавший ассистентом на съемках Цвета граната и успевшим посмотреть авторский вариант фильма, о том, какой была авторская - первоначальная - версия фильма): https://youtu.be/e-K1F_Jh5nk
Цикл лекций с покадровым разбором образов фильма:
ч. 1. https://youtu.be/MERuOg1aCAk
ч. 2. https://youtu.be/SV8Cd7ehtBQ
ч. 3. https://youtu.be/LrJLuKeItdo

скульптура, гулаг, Грузия, Армения, кино, Вена, Тбилиси, Саят Нова, Цыбулевский, 2023_1

Previous post Next post
Up