... прежде чем уехать в Грузию, я хотел посмотреть работы живших в Узбекистане художников в ташкентском Музее искусств, а вместе с ними - и сам город
... от ж/д вокзала в направлении музея ведёт бульвар - сейчас он носит имя Бердаха - основателя, Каракалпакской литературы - это очень смелое решение
... бульвар начинается с постамента - скульптура отсутствует - надпись сбита - очевидно, здесь стоял Ленин - или Маркс - как в городе моего детства
... на другой стороне бульвара - на постаменте - сам Бердах - в его руках - книга - идеальное начало знакомства с городом
... в Ташкенте солнечно - до Музея искусств от ж/д вокзала около километра - после четырёх часов, проведённых в поезде, любое движение приятно - и хотя я поглощён ожиданием живописи, ещё остаются эмоции чтобы отмечать несхожую с Самаркандом повседневность:
... парень и девушка за стойкой кафе, обращённой к окну - едят "доширак" из картонных коробок - как где-нибудь в Японии - невозможная вещь в Самарканде
... заметно присутствие релокантов - на улицах - за столиками кафе - тепло настолько, что столики уже выставляют наружу - в паре мест, куда я захожу с целью перекусить - всё столики заняты - чаще всего - релокантами
... на входе в музей охранник обращается ко мне по английски - хотя и односложно - watch - обозначая намерение осмотреть рюкзак - на мой русский - не реагирует - не может по русски понять меня и смотритель в зале, где выставлены картины Бенькова - он объясняет мне, что Беньков жил в Узбекистане по русски, но не может понять, когда я ему говорю, что живу в Самарканде недалеко от дома, где жил Беньков - что дом сейчас отреставрирован - Беньков жил в Самарканде? - переспрашивает он
... по залам, в которых выставлен русский авангард 1920-х, работы живших в Узбекистане художников, я хожу как по хорошо знакомому городу - уже нет тех ярких эмоций, которые были в Нукусе, но есть - "сладостная радость узнаванья" - Лентулов, Осьмеркин, Шемякин, Вера Маркова, Фальк - Каразин, Бурэ - Беньков, Зинаида Ковалевская, Татьевосян, поздний "лирический" Карахан, Тансыкбаев, Бурмакин
... в Ташкентском музее - в отличие от музеев Нукуса и Самарканда - неплохая коллекция русской и западноевропейской живописи, но - оказывается, что за четыре с половиной месяца в Самарканде глаз от неё отвык - не готов воспринимать - способен только фиксировать - ни одной эмоции - к ним - эмоциям - не пробиться - то есть - придётся снова учиться смотреть - так возвращаясь из космоса космонавты учатся снова ходить
... это открытие блокирует восприятие - самым коротким путём я добираюсь в отель, расположенный около стадиона Пахтакор - почти не обращая внимания на город - дожидаюсь, когда в местной столовой приготовят ужин - забираю в номер бутылку воды - не выхожу, в надежде, что завтра смогу включить эмоции
Карахан
Золотая осень. 1957
Горный шиповник. 1966
Беньков
Подруги. 1940
Прошлое
Подарок бойцу
Девушка с дутаром. 1947
Чайхана у хауза. 1941-45
З. Ковалевская
Чайхана в квартале люли <= цыгане>
Зал Бенькова
Тансыкбаев.
Весна. 1967
Дорога
Мирзаахмедов. Летний полдень. 2001
Фахруддинов. Свидание. 1997.