(no subject)

Dec 02, 2022 12:53

... еще один художник, сформировавший визуальный облик Самарканда - создавший свой "небесный" Самарканд - К.С. Петров-Водкин

... Петров-Водкин приехал в Самарканд, входивший в провозглашенную в 1918 г Туркестанскую Советскую Республику, просуществовавшую до 1924 г., в 1921 г. в составе экспедиции организованной Главным комитетом по делам музеев, охраны памятников искусства, старины и природы совместно с Российской академией истории материальной культуры и провел здесь четыре месяца - писал этюды, на основании которых позже создал тот самый "небесный" Самарканд

... кроме того, Петров-Водкин оставил заметки о городе, оформив их рисунками, и в 1923 г. издал небольшую книгу, названную им "Самаркандия", доступную в оригинальном виде на http://tehne.com/event/arhivsyachina/k-s-petrov-vodkin-samarkandiya-iz-putevyh-nabroskov-1921-goda?ysclid=lb3z6g0a6y33087042

... в заметках Петрова-Водкина - тот же "небесный" Самарканд - что и в его живописи - с его эпицентром в Шахи Зинда:

"Сотни ступеней подымают к гробнице Хусама-Ибн-Аббаса, к таинственному колодцу, на дне которого находится чудесный город великолепнее Самарканда, где сад подобный оживленной персидской миниатюре, в котором и доселе живет в ожидании вселенской победы Ислама Хусам-Зинда, двоюродный брат Магомета. Заброшенный борьбою за коран с песков Аравии к Заревшану, здесь и погиб он под наплывом монголов.

От Абдул-Азиса до Шейх-Ахмета - Мистика, стеной которого кончается мавзолей, развертывается картина майолики Востока.

Первое ударное пятно в изумруде, перебиваемом глухим ультрамарином мавзолеев Туркан-Аки и Бик-Аки, образующих коридор рефлектирующих друг на друга цветистостей. Переливы цвета в тончайших узорах орнаментики, кончающихся сталактитами, спорят с вечерним небом и не сдаются небу чистотой и звучностью гаммы.

За Туркан-Акой остатки мавзолея, в котором начинаются желтые оттенки с бирюзой и синим.

Дальше пустынный лабиринт, замкнутый молчаливыми стенами до дерева Шах-Зинды, распластавшегося над сводами гробницы, прорывшего корнями и стену, и грунт.

Рассказывают: спасаясь бегством после окончательного поражения, Хусам-Ибн-Аббас жестом отчаяния втыкает рукоятку нагайки в землю - рукоятка пустила корни и разрослась в дерево над могилою своего владельца ... Всеведущий самаркандиолог Вяткин сам удивлен породою этого дерева, не встречаемого в Самаркандии.

Отсюда заключительная цветовая поэма. Здесь ясный ультрамарин, в нем разыгрались до полной звучности золотые желтые и зелено-бархатные вариации. Их пронизывает скромными жилками откровение Востока - бирюза.

Эти солнечные стихии, втиснутые в непоколебимые узоры и линии, переплетаются вширь и ввысь.

Здесь магометанки юркают в темные своды гробницы.

Здесь, развалившийся на подушках, угощает нас зеленым чаем Мулла-Лисица. В нише на цыновке татарин Галей, многознающий Галей из Казани. Задняя стена Ахмета-Мистика китайской рельефной майоликой заканчивает лабиринт. Налево лесенка в низкую дверь наружу на кладбище Афросиаба.

Здесь начало другой Самаркандии: снега Тянь-Шаня, высоты Чапан-Аты, хребет Агалыка видны отсюда.

Любил я в неурочное время притти на Шах-Зинду. Галей спал. Друг Галей, он так просто очеловечивал Аллаха. Он имел на то право, одиннадцать лет и долгих зим с ревматическими сквозняками и лихорадками Зинды изучал он коран и рычание внутренностями во славу Единого. И был Галей неузнаваем в кануны пятниц на шиитских действах - он растворялся в низах животной стихии, - это была сфера до дремлющего растения, до спящего минерала. В этом было нечто мудреное и Галей многого не говорил из того, что он знал...

Небо загоралось звездами. У гробницы Зинды слабо светились верхние окна. В ковре утопала босая нога.

Запоздалая мышь зашуршит листами корана.

Я спускаюсь в подземную молельню, где жуть времени рассказывает об ушедших, идущих и сменяемых поколениях ...

Древние люди умели сосредоточиваться над вещами и строить из них любые формы..."

Шахи Зинда


"Небо я видел во все часы суток.

Днем оно невероятных разливов от нежностей горизонта до дыры, зияющей в звезды на зените.

От окружения солнца оно имеет еще новые разливы до противустоящей солнцу точки.

Этот переплет ультрамарина, сапфира, кобальта огнит почву, скалы, делая ничтожной зеленцу растительности, в конец осеребряя ее, - получается географический колорит страны в этих двух антиподах неба и почвы.

Это и дает в Самаркандии ощущение зноя, жара, огня под чашей неба.

Человеку жутко между этими цветовыми полюсами и восточное творчество разрешило аккорд, создав только здесь и существующий колорит бирюзы.

Он дополнительный с точностью к огню почвы и он же отводит основную синюю, давая ей выход к смешанности зеленых. Аральское море подсказало художникам эту бирюзу.

Первое мое восклицание друзьям моим о куполе Шах-Зинды было:

- Да ведь это вода! Это заклинание бирюзой огненности пустыни!

В угадании этого цвета в мозаике и майолике и есть колористический гений Востока*.
____________
* Эта бирюза не только в памятниках зодчества: Афросиаб блестит и сверкает именно ей в осколках утвари.
Окончательное разрешение этого вопроса, мне думается, даст ключ к общему пониманию этнографического колорита вообще и определению происхождения археологических находок в частности."



и - Афрасиабом, где Петров-Водкин "... производил наблюдения и опыты над проблемой пространства и его восприятием. Любовался и постигал восточную бирюзу" - кроме того, отсюда можно рассматривать город, находясь вне его - что обеспечивает беспристрастность зрения:

"Бывало ночь заставала меня на высотах Чапан-Аты <сейчас на этих высотах, расположенных на севере от Афрасиаба, установлена ТВ-вышка - мавзолей сохранился, он отреставрирован, но территория является охраняемой - попасть туда нельзя>.

Небо над Атой становилось уютнее: звезды давали обозначение пространству сферы.

Спускаясь, сбиваешься, отыскивая тропинку, царапаешь ноги колючками.

Необъятный воздух, запах приторно сладких и острых растений.

От аулов доносится женский плач, надрывной, то оскорбленный, то жалостный. Плач изменил свои рулады. Перебросился в сторону, ему ответили другие плачи. В теневых ложбинах склонов засверкали двойные точки: то шакалы стягиваются к жилью человека.

Заухали собаки в кишлаках ...

На кладбище Афросиаба сражения собак с шакалами: здесь между ними смертная борьба за добытого мертвеца.

Не долго залеживаются покойники в могилах. Часто степной волкодав, провожая без отдыха бегущую процессию с его хозяином на одре, застревает возле могилы, чтобы не уступить бренные останки своего господина другому лакомке и за ночь уничтожает труп.

Окраины города спят. Одинокий уборщик выметает участок, утонув вместе с фонариком в тучах пыли.

Из темноты уличной ниши трусовато-громко окликает ночной сторож. Огрызнется под ногой почивший среди улицы пес.

Скрипучей лесенкой подымаюсь в мою белую комнату и прямо на сенник. В окнах повисла Большая Медведица и светится от серпа луны барабан Биби-Ханыма.

Соскучившийся мышенок пискнет над ухом - куда лезешь, глупый ...

Приятная усталость всего тела.

Глаза смыкаются сами собой. Чтоб не забыть: в Самарканде очень много мышей ..."

виды с Афрасиаба


"Биби-Ханым приналег на меня своими бегемотскими глыбами, - его страшенный силуэт я оценил лишь потом из вне города: как члены неулегшегося в долину чудовища, торчат они над Самаркандом."


Самарканд. 1926 - кажется, память подводит Петрова-Водкина - такой колонны с киоском, как на его картине, в Самарканде нет - и не должно быть ...


Самарканд


... точная повседневность - Самарканд живет "в моменте" - текущий "момент" запечатлевается на базаре, который во время Петрова-Водкина был устроен на Регистане - "на протяжении лета меняются натюрморты. Урюк и абрикосы, нежные персики, перебиваемые вишнями. Понемногу тут и там вспыхнут первые гроздья винограда. Впоследствии виноград засиляет всё; самых разных нюансов и форм, он царит долго и настойчиво, пока не ворвутся в него кругляши дыней и арбузов и, наконец, заключительный аккорд золотых винных ягод заполнит лотки и корзины. В лавочках киш-мишовый изюм разыграется янтарем к этому времени. Среди всего этого пшеничный цвет узорных, хрустящих по наколам, лепешек" - итогом: "... типичность всяческого Востока: жизнь - самое главное, формы жизни бесконечно разнообразны - лучшая из них в осознании этих форм, в пребывании самому в безформии. Отсюда добродушно хитрая улыбка Восточного человека на Европейца, изобретающего новые и новые формы и не исчерпывающего, в сущности, ни одной из них до конца ..."

ххх

... в отличии от живописи Самарканд почти не оставил следа в русской поэзии, но даже в том что есть, он неизменно связан с живописью:

Семен Липкин. В Самарканде

Готовлю свое изделье
Во всей восточной красе,
Пишу в Самарканде в келье
Старинного медресе.

Художница-ленинградка
За толстой стеной живет,
И тень огонька лампадка
Бросает на старый киот.

Отца единого дети,
Свеченье видим одно,
И голуби на минарете
Об этом знают давно.

... кем могла быть эта художница - Елена Коровай - Надежда Кашина - Зинаида Ковалевская (она училась в Казани у Бенькова и уехала в Самарканд вместе со своим учителем, и не только) - кто-то еще - осенью 1941 г все - !!!! - художественные учебные заведения СССР - и преподаватели, и ученики - были эвакуированы в Самарканд

Н. Кашина. Суд в Самарканде.


Н. Кашина. У Шир Дора


З. Ковалевская. Дорога на Регистан. 1945


З. Ковалевская. Осень. Дождь.


З. Ковалевская. Павел Беньков на этюдах в Шахи Зинда


"... откровение бирюзы ..." - нет - лучше так - "Откровение бирюзы"

стихи, 2022_3, Средняя Азия, живопись, Самарканд

Previous post Next post
Up