19.11 - Старый Пенджикент

Nov 20, 2022 13:24

... повествование сказок 1001-й ночи, как известно, начинается в "Самарканде персидском", царвстовавший в котором шах Шахземан - потомок царя Сасана - отправился в гости к своему старшему брату шаху Шахрияру - город, в котором правил Шахрияр не называется, что для сказок 1001-й ночи не характерно - точность места соблюдается практически неизменно - это работает на достоверность - особенной точностью топонимов отличаются события происходящие в Каире - многие из упоминаемых мест сохранились здесь до сих пор - Баб аль Футах, улица Бейн аль-Касрейн, ворота Зувейла и др. - один из возможных вариантов, объясняющих, почему город не назван - ко времени появления сказок его название уже ни о чем не говорило - город перестал существовать - в этом случае, Пенджикент, переставший существовать в середине 770-х г. - идеальный кандидат для города, в котором правил Шахрияр и Шахерезада рассказывала ему в течение почти трех лет свои сказки ...

Пенджикент. "Синий зал" дома богатого пенджикентца, построенный в 750 г., уже после смерти Деваштича (Эрмитаж) - так могли бы пировать Шахземан со своим братом Шахрияром


Пенджикент. Парадный зал VI/1 (Душанбе. Музей) - сцена пира. "... на росписях помещения VI/1 привлекает к себе внимание сцена пиршества на западном простенке северной стены. В этой сцене изображена птица в полёте, несущая венок в сторону возглавляющего пиршественную сцену царя. Наиболее близким к содержанию этой сцены, как я полагаю, является эпизод из «Шахнаме», в котором описывается один из многочисленных царских пиров. Во время пира царь рассказывает о вещем сне - прилёте птицы с царским венцом в клюве. Сюжет этот в разных вариантах распространён у народов Средней Азии, в нём популярен образ птицы, своим прилётом освящающей выбор царя". (А.М. Беленицкий)

сцена с птицей


общая сцена пира


... Пенджикент - самый изученный город на территории Средней Азии а, может быть, и всего Среднего Востока эпохи раннего средневековья (V-VIII вв.) - периода, когда начали складываться Сказки 1001-й ночи - в течении сорока с лишним лет здесь было раскопано около половины территории города - почти не раскопанным остается Самарканд этого периода (раскопан лишь участок, связанный с дворцом Вархумана, правившего в Самарканде на рубеже VII и VIII вв. - см. https://dim-ma.livejournal.com/751498.html, отдельные части около старой цитадели), не раскопана Бухара, в которой "новый" город построен на месте "старого" ...

... реконструкция "старого" Пенджикента дает картинку, далекую от описания "райского" города Шахрияра - город был расположен на плато, удобном для обороны, но маловодном - он был тесен и почти полностью лишён зелени, но - здесь зафиксирован очень большой процент - более 30% - богатых жилищ - тех, в которых были расписаны стены - в некоторых жилищах имелись небольшие высоко расположенные окна, которых практически не знала доисламская Средняя Азия ...

... город может служить энциклопедией среднеазиатской архитектуры периода "между кушанами и арабами", как его назвал С. Хмельницкий: 1) здесь существовала "квадратная цитадель с замком-кешком в углу" - "бродячий сюжет" доисламской архитектуры Средней Азии"; 2) каноническими являлись принципы устройства дворца (по меньшей мере его репрезентативного ядра) - "эта схема была принята за основу и строителями дворца уструшанских правителей-"афшинов" в Шахристане-Бунджикате и на городище Кахкаха 1 - "центральную часть дворца образовывала группа трех взаимосвязанных больших помещений - продолговатого приемного (тронного) зала и двух квадратных залов распространенного четырехколонного типа с пристенными суфами и осевыми тронными площадками", чья роль, вероятно, была различна; 3) в обязательных парадных залах богатых домов, устраивался почти обязательный в Средней Азии (кроме Хорезма) четырехколонный парадный зал с суфами вдоль стен, с центрально расположенным входом и тронной "эстрадой"/ особой ритуальной площадкой напротив входа, часто помещенной в большую арочную нишу - на стене, к которой примыкала ритуальная площадка, как правило помещалось изображение божественных патронов владельцев дома и людей, совершающих обряд: возжигающих огонь на специальном переносном алтаре перед этими богами - культовая сцена или помещалась на заднюю стенку арочной ниши, или заключалась в нарисованную арку - существенным элементом парадной части являлись помещения с очагами-алтарями - чаще всего они состояли из пристроенной к стене сырцовой арки фланкированной двумя глиняными колоннами - над капителями в стене в ряде случаев сохранились гнезда от консолей, на которые опирались деревянные конструкции колпака дымохода - сохранились лепные украшения такого колпака: валики, вьющиеся побеги, фигурки птиц с человеческой головой - кроме того, основная часть зала перекрывалась деревянной конструкцией со "световым окном" - рузаном, стены большинства залов были покрыты сюжетными и орнаментальными росписями, а деревянные фризы, балки, купола - глубокой резьбой и - скульптурой - при раскопках залов найдены обугленные деревянные статуи - подобный парадный зал стал "канонической формой, сложившейся в центральном Согде"; 4) в пенджикентских - как впрочем и других "дворцовых" помещениях этого периода - под потолком вдоль стен часто располагали фриз с изображением декоративной аркады - эти фризы "дожили" до настоящего времени "в скромном обличье "дорпеч" и "зардевор" - так называются по узбекски и по таджикски тканые фризы, которыми украшаются в верхних частях стены гостиной. Разноцветный шитый узор на этих полосах ткани изображает череду арочек, обегающую комнату по периметру" (С. Хмельницкий. Между арабами и тюрками, стр. 307); 5) еще один планировочный прием, характерный для доисламского времени - "Г-образные в плане кулуары, которые с двух сторон примыкали к приемным залам богатых городских домов и замков"; 6) здесь в одном из домов был обнаружен "центрально расположенный вход ... в форме ниши ... между пилонами, выступавшими на 2,5 м от плоскости фасада ... - это один из ранних пештаков - одна из самых характерных форм архитектуры Средней Азии (а позже и почти всего исламского мира), обладающая - согласно тому же С. Хмельницкому "общей декоративно-иллюзорной природой" ...

Пенджикент. План.


Аниковское блюдо (Эрмитаж), выполнено в IX-X вв. с отливкой в форму, являющуюся слепком с блюда VIII в. - деревянные конструкции пенджикентских не сохранились - их полноценный архитектурный облик поддается реконструкции только с привлечением внешнего материала, главным из которых является Аниковское блюдо, найденное в 1909 г. в селении Больше-Аниковская Чердынского уезда Пермской губернии и изображающее "Занятие крепости иранцами и внос «священного» огня" - Хмельницкий сичтает, что именно так могли выглядеть и пенджикентские "дворцы", чьи "внешние обходные галереи, образованные за счет перемитральной обстройки нижнего этажа, защищенные массивным парапетом и оборудованные выносными деревянными балконами"


... расцвет Пенджикента - тогда его называли Панчакат или просто Панч - приходится на 710-начало 20-х годов - когда после завоевания в 712 г. Самарканда арабами, принудительно выселившими жителей из Афрасиаба, Пенджикент стал фактически временной столицей Согда - сюда переселились многие самаркандские богатые жители, в том числе, сыновья предпоследнего Самаркандского правителя - Тархуна - действующий самаркандский правитель укрылся от арабов в Иштихате или Фринкете - а сумевшего договориться с арабами правителя Пенджикента - Деваштича (возможно, вел свое происхождение от сасанидского правителя Бахрама V) - его конная статуя установлена на холме при въезде в город со стороны Самарканда - арабы называли не иначе как "согдийским царём, Самаркандском господином" - и если вернуться к сказкам 1001-й ночи - никогда более ни один город Согда кроме Бухары и Самарканда не являлся центральным городом региона, и - таким образом - не мог претендовать на место правления шаха Шахрияра ...

... в 722 г в Согде началось крупное антиарабское восстание, одним из лидеров которого стал Деваштич - восстание было подавлено, Деваштич - казнен, Пенджикент - сожжен - началось его запустение - в 740-х, когда согдийцы на какое-то время сумели договориться с арабами, город начал восстанавливаться и в 760-70-х - исламизироваться - росписи на стенах пенджикентских домов - как и везде в исламском мире - особенно лица людей и богов - намеренно портятся - очаги с колонками или сносятся, или переделываются в кухонные, путем вырубки в стене очажной ниши - богатые жители покидают город, окончательно иссякнувший после новых пожаров во время антиарабского восстания Муканны середины 770-х гг ...

... сейчас от Пенджикента остался только поросший зеленью и жесткой травой холм, с заплывшими глиной - так заплывает жиром тело переставшего тренироваться спортсмена - остатками раскопок - запустевший город был стерилизован археологами - найденные артефакты - помещены в музей - как это часто бывает с колониальными державами - столичный - вывезены в метрополию - основные пенджикентские росписи сейчас выставлены в Эрмитаже - пенджкинетский музей закрыт на замок - как пещера Али Бабы - и я не знаю секретного слова, чтобы в него войти - касса тоже закрыта ...

... что происходит с городами, которыми перестали быть нужными - даже археологам - после того как завершены раскопки - так же как и вещи - они продолжают просто быть - и еще возможно запустить обратный отсчет - представить - что вот на этом самом месте - заплывшем глиной, заросшем травой возлежал всемогущий шах Шахрияр и тонкая - как кипарис - Шахрезада - снотворным голосом рассказывала ему одну за одной истории - скрепляя - как гнездо ласточка - ночь с ночью - историю с историей - а потом они проводили оставшееся до утра время в обнимку - и начинался новый день - и новая ночь - продолжение сказки - как продолжение орнамента - и туго спеленутые в облака - что? - младенцы? - сокровища? - лежали на холмах стоящих над Зерафшаном ...

Пенджикент. Сцена оплакивания умершего ("Плач по Сиявушу"). Главный зал второго храма. Южная стена. "Плакальщики и плакальщицы на пенджикентской росписи рвут на голове волосы, царапают лицо и грудь ногтями, а некоторые ножами обрезают себе даже мочки ушей." (А.М. Беленицкий). Согласно Авесте зороастрийское погребение состояло из трех стадий: 1) покойник помещался в специальном павильоне - кед (=дом) - здесь происходил обряд прощания; 2) после завершения обряда прощания тело переносили на дахму - открытую площадку, где птицы/ животные/ насекомые освобождали кости от плоти, 3) очищенные от плоти кости помещали в оссуарий, который размещался в здании, называвшемся "наус". Предполагается, что на данной фреске изображен именно кед - "об облике и устройстве кедов практически ничего не известно, нет и их достоверных остатков, - облик этих построек реконструируется только предположительно. Изображение кеда усматривается в одном из ... сюжетов настенных росписей Пенджикента... Здесь изображен купольный павильон, вероятно, квадратный в плане (иначе он не был бы купольным), внутри которого лежит юный покойник - или, как мне кажется, покойница. Вместо стен у павильона - широкие сквозные арки (три из них сохранились), под ними виден ряд круглых арочных ниш меньшей величины; у правого угла - непонятная вертикальная форма с диском-"колесом" наверху, в которой исследователь видит угловую башенку с куполом. Аркаду венчают фигурные фестоны трехлопастной формы - древнейший образец распространенного в будещем орнаментального знака "даурипая", купол оформлен круглыми складками-гофрами, которые придают ему рубчатую форму. Внизу просматривается гладкое, без проемов основание постройки". Хмельницкий С. Между кушанами и арабами., стр. 199.


Пенджикент. Пир (Эрмитаж). Помещение VI,13. Игра в нарды.


Прорисовки

Роспись из зала VI, 1


Роспись из зала VI, 13


"Плач по Сиявушу".
"Много разных объяснений ... получила сцена "Оплакивание" их храма II. А.Ю. Якубовский, М.М. Дьяконов и вслед за ними А.М. Беленицкий видели в ней сюжет из иранского эпоса о Сиявуше.

Несогласие с этой точкой зрения высказал С.П. Толстов, считавший, что на росписи пенджикентского храма изображено погребение женщины.

Как иллюстрацию к какому-то иранскому эпическому произведению рассматривали "Оплакивание" Н.В. Дьяконова и О.И. Смирнова. Позднее эти же авторы сочли возможным высказать предположение о том, что на росписи изображены сцены из манихейского текста (М 549) из Турфана, изданного В.Б. Хеннингом, с упоминанием богини Наны. Ее образ в качестве участницы экстатического оплакивания в виде четверорукого женского персонажа представлен на росписи, которая, как тогда считали, содержит повествование о падении (?) города Жимат, осажденного врагами. В той же композиции хотели видеть изображение погребения знатного тюрка [Альбаум]. Наконец, высказывалась мысль, что на построение всей сцены оказал влияние мотив погребения Будды.

Последняя интерпретация этой сцены принадлежит Б.И. Маршаку и Ф.Грене. Как можно судить по письменным источникам (Вэй Цзе, упомянутый согдийско-манихейский фрагмент М 549), обряд оплакивания, который известен в переднеазиатском мифе о Таммузе, возглавляет "Госпожа Нана". На пенджикенсткой росписи Нана вместе с другими богинями и людьми оплакивает девушку, которая могла быть Гештинанной (Белили), сестрой Таммуза, или Персефоной, дочерью Деметры.

С Наной, куль которой пришел в Среднюю Азию и Восточный Иран из Месопотамии, было связано согдийское божество Тахсич. Его имя по этимологии, предложенной К. Транбле, означает "Возвращающийся". Возможно, ..., Тахсич - это согдийская ипостась Таммуза, ежегодно возвращающегося на землю. Не исключено также, что Тахсич - эпитет, заменяющий основное имя божества.
...
Почитание Нанны (Нанайи), которую в Согде, соседней с ним Уструшане и в Хорезме часто изображали сидящей на льве, видно по разным категориям источников. Живопись и скульптура Пенджикента свидетельствуют, что роль Нанны (патронессы Пенджикента, а может быть, и Самарканда) в Согде была гораздо значительнее, чем других богов, поскольку ее изображения встречаются намного чаще, нежели образы любого другого божества. Именно Нана в росписи целлы Джартепа II дает власть царю. В сирийской версии "Романа об Александре" ... говорится, что Александр построил в Самарканде храм Реи, которую там называли Нанной.

... Образ этой <Нанна> неавестийской богини, по мнению некоторых исследователей, слился в Согде, Парфии и Бактрии с образом Анахиты или Спента Армаити..."
В.Г. Шкода. Пенджикентские храмы и проблемы религии Согда (V-VIII вв.). стр. 17-18.



Нанна (настенная роспись из Бунджиката/ городище Кахках, VIII-IX в.)


PS
... в индийской иконографии богиней, сопровождаемой львом, являлась Дурга в своем "благостном" воплощении, или - Лакшми - в шумеро-аккадской - богиня Иштар ...

материалы:
А.М. Беленицкий. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись, скульптура. http://kronk.spb.ru/library/belenizky-am-1973.htm

Живопись древнего Пянджикента. Сбоник. 1954. http://kronk.spb.ru/library/1954-m-zhdp-t.htm

2022_3, Ашура, архитектура, 1001 ночь, Средняя Азия, Индия, Иран, живопись, Египет

Previous post Next post
Up