... в петербургской подземке веселые плакатики с цитатами из кэрроловской Алисы - настоящей - и, возможно, единственной - героини подземки - не случайно Кэрролл изначально планировал назвать произведение "Приключения Алисы под землей" ...
... причину, по которой Кэрролл отказался от такого названия, исследовал Жиль Делез - концептуальный герой моих поздних 30-ти/ ранних 40-ка - или даже - концептуальная родина, по которой я испытываю ностальгию - "дело в том - писал Делез - что Алиса последовательно завоевывает поверхности. Она поднимается или снова выходит на поверхность. Она творит поверхности. Движения углубления или погружения уступают место легким боковым движениям скольжения; животные глубин становятся плоскими карточными фигурами... Чистой воды события вытекают из состояний предметов. В глубину больше не лезут, благодаря силе скольжения переходят на другую сторону, действуя, как левша, и переворачивая все вверх дном. Описываемый Кэрроллом кошелек Фортуната - это кольцо Мёбиуса, в котором одна и та же линия проходит по обеим его сторонам. Математика чужда злу, поскольку она устанавливает поверхности и успокаивает мир, мешанина которого в глубине представляет, по-видимому, опасность: Кэрролл-математик, или Кэрролл-фотограф. Но мир глубин все еще бушует под поверхностью и грозится ее уничтожить: даже распластанные и развернутые чудовища преследуют нас ... Не в том дело, что на плоскости меньше бессмыслицы, чем в глубине. Просто это совсем другая бессмыслица. Бессмыслица на плоскости - это своего рода "Светимость" чистых событий, реальностей, которые непрестанно пребывают и удаляются. Чистые и беспримесные события сияют поверх перемешанных тел, поверх их действий и их перепутавшихся страстей. Наподобие земного испарения они выводят на поверхность нечто нетелесное, чистую "выраженность" глубин: не меч, но блеск меча, блеск без меча - наподобие улыбки без кота. Как никому другому Кэрроллу удалось обойтись без смысла, но он все поставил на бессмыслицу, поскольку разнообразия бессмыслиц вполне достаточно, чтобы охватить вселенную, ее ужасы и ее славу: глубину, поверхность, объем или свернутую плоскость"
... но здесь - в петербургском метро - мы все еще находимся на глубине - под землей - вне доступности от поверхностей - в объятиях бессмыслиц первого рода - вне-событийных и вне-реальных ...