01.01 - старый город Лахора

Jan 01, 2021 23:35

... завёрнутые в шерстяные чадоры тела, лежащие на газонах бесплатных лахорских "парков" (bagh) - мусор - на пересекающих лахорские базары улицах трафик, отсылающий к игре в тетрис - пешеход здесь - равноправный участник движения - но его преимущество - скорость - моторикши и автомобили, мотобайки, тянущие тележки ослы, иногда - лошади - две трети проезжей части заняты припаркованными в ожидании занятых покупками пассажиров моторикшами - строго одетые женщины - базар - самое консервативное место ...

... уйти вглубь базара все равно что отправиться в лабиринт к минотавру - но - здесь - вставлены старые могольские мечети - мечеть Сонехри (Sonehri) - 1753 г. - на пересечении Kashmiri и Dabbi bazaar - уменьшенная копия Бадшахи Масджид - три нескромные позолоченные купола и нескромный же позолоченный минарет - оплативший ее наваб Бхикари Хан был настолько же нескромен, как и купола Сонехри - фаворит Мурад Бегам - тогдашней правительницы Панджаба - он настолько досадил ей - подробности неизвестны - что она велела своим служанкам забить его туфлями - что немедленно было исполнено - наваб умер под каблучками своей бывшей возлюбленной ...

... на Moti bazaar - старейшая мечеть города - 1614 г. - скрытая среди базаров как в раковине жемчужина - мечеть Begam Shahi, оплаченная Мариам Замани - матерью шахиншаха Джахангира - двор мечети сейчас на ремонте, но внутри собираются несколько человек делать намаз - на входном портале сохранились могольские росписи - традиционная арабеска - гирих ...

... Лахор выработал свой уникальный - провинциальный - стиль мечетей - свою школу - лучшим ее образцом считается мечеть Вазир Хана - 1634 г. - расположенная недалеко от делийских ворот - "прекрасная родинка на лице Лахора" - за которую лахорцу не жалко отдать "и Самарканд, и Бухару" - я пришел сюда, когда закончился пятничный намаз - несколько сотен человек выходили из мечети - многие оставались внутри - продолжали молитву - или просто сидели, отдыхая от путешествия в трансцендентное - или - не способные двигаться, так и оставшись в нем - поверхность мечети, ее порталов, минаретов, стен расписана все той же фривольной могольской росписью - кипарисы, цветы - мечеть как-будто становится образом сада - рая - праздника - непрерывного, вечного - возможно, поэтому лахорцы надолго остаются здесь после молитвы ...

... выбраться из старого города по его узким проходам - особое искусство - особенно если учесть, что здесь не принято толкаться, оттеснять плечом, просить посторониться - даже если двое мужчин вдруг решили пройтись рядом, держась за руки, или обняв за плечи - их никто не станет просить разойтись, не занимать пространство - и т.п. - просто будут ждать, когда проход станет чуть шире - можно будет обогнать - не касаясь - особое лахорские искусство - избегать прикосновений ...

у стен Бадшахи Масджид


у Delhi gate




мечеть Вазир Хана
центральные портал


вид на входной портал из внутреннего двора


росписи в технике фрески и керамическая мозаика, на стенах мечети - основатель Национального Лахорского колледжа искусств Д. Л. Киплинг (1837-1911) писал о росписи мечети Вазир Хан: "... в мечети много образцов живописи по гладко оштукатуренным чунамом <чунам - влажная штукатурка> стенам. Эти композиции, свободно написанные и прекрасные по стилю, являются настоящей фреской, buono fresco итальянцев. Подобно керамической мозаике, эта техника более не практикуется. Современная туземная стенопись является fresco secco <живопись по сухому грунту>, или просто темперной живописью".

"... поверхность стен ворот и мечети уложена вертикальными и горизонтальными панелями. Внутри этих панелей, слегка утопленных в стене, находятся планшетки в форме арки, выложенные из многоцветной керамической мозаики (каши). ... здесь впервые появляется впоследствии широкой используемый в лахорской архитектуре орнаментальный мотив кипариса. ... Цветной керамической мозаикой выложены не только стены мечети, но и мукарнас - сталактиты, ячеистые своды и карнизы входных арок".
(цит. по Суворова. Любить Лахор. Топофилия восточного города, стр. 73-74").

детали входного портала




галереи внутреннего двора


PS
из рассказа Борхеса "Синие тигры"
... В ночь на десятое февраля я не сомкнул глаз. После долгих блужданий я на заре вступил в портики мечети Вазир-Хан. В едва забрезжившем свете были еще неразличимы цвета. Во дворе не было ни души. Сам не зная зачем, я погрузил руки в воду фонтана. Уже в помещении я подумал, что Господь и Аллах суть два имени Того, бытие которого недоступно нашему разумению, и громко попросил его избавить меня от моего бремени. Затаив дыхание, я ждал ответа.
Шагов я не слышал, но вдруг рядом кто-то сказал:
- Я здесь.
Рядом с собой я увидел нищего. В полумраке я различил тюрбан, потухший взгляд, желтоватую кожу и седую бороду. Он был невысокого роста.
Он протянул руку и сказал очень тихо:
- Подайте, ради Создателя.
Порывшись в карманах, я сказал:
- У меня нет ни одной монеты.
- У тебя их много, - ответил он.
В правом моем кармане были камни. Я вытащил один из них и опустил в его пустую ладонь. Меня поразило, насколько бесшумно он упал.
- Ты должен дать все, - произнес он. - Не дав все, ты не даешь ничего.
Я понял его и сказал:
- Ты должен знать, что моя милостыня может быть ужасной.
Он ответил:
- Быть может, это та единственная милостыня, которой я стою. Я грешил.
Я переложил все камни в его вогнутую ладонь. Они падали, будто в морские глубины, без единого звука.
Он медленно произнес:
- Твоей милостыни я не знаю, но моя будет ужасна. Ты останешься с днями и ночами, со здравым смыслом, с обычаями и привычками, с окружающим миром.
Я не слышал шагов слепого нищего и не видел, как он растворился в темноте.

Пакистан, 2020_2, архитектура, Борхес, живопись

Previous post Next post
Up