Feb 11, 2019 21:25
... рядом с Вади Муса - на рубеже н.э. - несколько столетий - существовало набатейское государство со столицей в Петре - по-гречески - Камень/ Скала - набатеи, использовавшие арамейский язык, называли город Рекам - в таком виде он упоминается в переводах Библии на арамейский
... в середине I-го в до н.э. в Рекам начали проникать эллинистические обычаи - в итоге правитель Рекама - Арет III - берет себе имя Филлэллин
... у Кавафиса существует стихотворение с аналогичным названием - его место действия вполне можно перенести в Набатею рубежа н.э.
Филэллин
Перевод Ю. Мориц
Ты позаботься об искусной гравировке.
Величье, строгость в выражении лица.
А диадему лучше сузить: лично мне
претят широкие, парфянские, - ты знаешь.
И надпись греческую сделай, как обычно,
со вкусом, в меру, без напыщенных излишеств -
чтоб ложно не истолковал проконсул,
во все он лезет, обо всем доносит Риму, -
но быть, конечно, надписи почетной.
На обороте - очень что-нибудь такое:
торс дискобола, например, эфеб прекрасный.
Всего же строже поручаю присмотреть я
(Ситасп, забыть не вздумай, боже сохрани!),
чтоб после гравировки «Царь», «Спаситель»
изящно надпись бы легла «Филэллин».
И ты не вздумай-ка острить на эту тему,
что где тут эллины и как сюда попали,
откуда позади Фраат и Загра вдруг эллины взялись?
Поскольку нынче это пишут легионы
гораздо больших даже варваров, чем мы,
и мы напишем, мы других ничем не хуже.
И наконец, не забывай, что иногда
и к нам из Сирии софисты забредают,
и стихоплеты, и другие в этом роде.
Так вот и мы не чужды эллинского духа.
... в какой-то момент Арета III Филэллин - мирным путём - включил в свое государство Дамаск (вскоре он был отвоеван армянским царем Тиграном II) - вторгся в Палестину и разгромил иудеев, хотя Александр Йаннай очень быстро восстановил независимость
... Александр Йаннай ещё один персонаж Кавафиса - что странно, т.к. Кавафис историей иудеи не интересовался - также как и Набатея она могла быть интересна только как окраина эллинского мира - место, где этот мир - по которому тосковал Кавафис - сохранялся дольше всего
АЛЕКСАНДР ЯННАЙ И АЛЕКСАНДРА
Счастливые, исполнены довольства
царь иудейский Александр Яннай
с супругой и царицей Александрой,
предшествуемы звуком труб и флейт и арф,
в пышной процессии проходят мимо
толпы на улицах Иерусалима.
Блистательный конец венчает дело,
которое начал Иуда Маккавей,
которое четверо его могучих братьев
неуклонно продолжали вопреки
трудам без счета и опасностям.
Теперь, чего не должно, не осталось,
пришел конец повиновению кичливым
властителям антиохийским. И сейчас
царь иудейский Александр Яннай
с супругой и царицей Александрой
во всем равны отныне Селевкидам.
Иудеи - о да, иудеи всегда, иудейский закон -
для них прежде всего.
Но если обстоятельства потребуют,
то греческая речь их совершенна,
и греческих царей, и тех, что стали греками,
супруги не чуждаются - но только
как равные. Пусть все об этом слышат.
Поистине блистательный конец -
достойный венец
делу, что начали Иуда Маккавей
и четверо его могучих братьев.
При. С. Ошерова
... я думаю, то же самое можно сказать и о царях Рекама/Петры
стихи,
Армения,
Кавафис,
Иордания,
2019_1,
Палестина