14.10 - о стамбульских мечетях и мавзолеях

Oct 15, 2018 08:51

... стамбульские мавзолеи имеют в своем плане восьмигранник - так в раннем христианстве строили баптистерии (лучшие из которых - в Равенне - см. https://dim-ma.livejournal.com/451969.html) - до тех пор, пока таинство крещения не посчитали допустимым совершать внутри церкви - для этого нужно было допустить в сакральное пространство ранее не крещеных - "не чистых" - таинство от этого потеряло - но это уже, видимо, стало неважно - возможно, в силу того, что крещение человек получал в младенческом возрасте

... тюрки в форме восьмигранников, многогранников строили мавзолеи как минимум с сельджукских времён (в отличии от среднеазиатских мавзолеев, тюрки иногда устраивали в мавзолеях михраб - чтобы в день воскресения воскресший тот час же мог начать делать намаз) - до этого строить монументальные здания они не умели

... и в том и в другом случае архитектурная форма сохранила свою концептуальную сущность - место преображения - перехода - из смерти в жизнь при воскресении после смерти - в случае мавзолея; при отказе от прежней - не христианской - жизни - символической смерти в ней - в случае баптистерия

... не случайно, ранние Османы начали устраивать свои мавзолеи именно в баптистериях - Осман Гази и Орхан похоронены в баптистерии монастыря Св. Ильи в Бурсе - в конце концов в мавзолей был переделан и баптистерий Св. Софии, к этому времени формально преображенной в мечеть - но уже после того, как здесь - у Св. Софии - было построено несколько традиционных восьмиугольных мавзолеев, отсылающих не именно к Османам, но - ко всему турецкому - тюркскому - миру

... мавзолеи/ баптистерии не были громоздкими и просторными - всё-таки внутри происходило таинство перерождения - лишние свидетели здесь не нужны

... стамбульские - и все османские и турецкие мечети позже - единственное исключение, которое я знаю - Mosque of the Grand National Assembly в Анкаре, 1969, арх. Бехруз и Джан Чиничи - так и не преодолели своих христианских - византийских - истоков: ощущаемое как единое целое внутреннее пространство, основа которого - купол и свод - даже снаружи они - как большие ранние христианские соборы - построены так, чтобы экстерьер запутывал - не давал представления об интерьере - о том, что там внутри - какая тайна заключена - так не читаемы ранние соборы Милана или Равенны - входишь, а там - купол - свет - иное - по качеству - "заповедное" - отделенное от того, что вне, пространство - для ислама это похоже на ересь - но турецкие мечети таковы - огромный плоский купол равный главному залу - своды и арки - прорезанные большими окнами стены - идеальная простота - никакого ощущения деления на нефы, хотя архитектурно нефы присутствуют - пространство максимально подчеркивающее идею монотеизма - Бога как духовного Света - "Аллах - свет небес и земли. Его свет - точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло - точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного - маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведёт Аллах к Своему свету ..." (Коран, 24, 35) - то есть, формируется ощущение иного, но - материального - пространства - таким же образом разделяются душа и тело - как у Мандельштама - "бывают мечети живые/ и я догадался сейчас/ мы может быть Айя-София/ с бесчисленным множеством глаз" - и это - наследие иранских религий - борьба света и тьмы, которую христианству пришлось решать путем сложное концепции единосущия

... интересно, что в Иране - в то же примерно время - развитие формы мечети пошло по иному пути - Свет был важен - но он создавал не эффект огромного нового пространства, но - "пещерности" - обращения не во вне - во внутрь - на это же работал  расчисленный геометрический орнамент - прорыв в трансцендентное - как-будто Бога можно таким образом запечатлеть - записать - математически - как, скажем, числовой ряд стремящийся к числу пи, лежащему в основе расчетов связанных с окружностью - ее делением - т.е. в основе всех узоров, гирихов и т.п. делящих купол - и это тоже похоже на ересь ...

ps
... развитие турецкой формы мечети как-будто не имело перспективы - это был архитектурный тупик - в отличии от иранского - здесь мечеть ушла под землю - ушла от естественного освещения - появилась зеркальная облицовка куполов и айванов больших комплексов Мешхеда и Кума - т.е. вся "светогония" была окончательно изъята из ислама - свет стал искусственным - вспомогательным - необходимым только для производства отражений во множестве зеркал

pps
... в иранском - среднеазиатском мире - подобную тайну "скрывал" - пештак - портал, закрывающий от взгляда постороннего - не вошедшего внутрь - саму - мечеть, мавзолей, медресе, караван-сарай - отделял внутреннее - и сакральное, и профанное - от внешнего

Mosque of the Grand National Assembly в Анкаре - главная особенность - прозрачный михраб, пропускающий свет - Свет (см. 24-я сура Корана) и - расположенный за ним водоем





стамбульская мечеть Yesil Vadi Camii, построенная в 2010 г по проекту архитектора Adnan Kazmaoglu - интересный образец развития идеи мечети-купола - здесь есть только купол, точнее подкупольное пространство, заполненное светом - кроме направления киблы - его окно закрыто михрабом - как-будто предыдущая идея вывернута наизнанку




Мандельштам, архитектура, Турция, Италия, Средняя Азия, 2018_5, Стамбул, Иран

Previous post Next post
Up