20.06 Равенна - от баптистерия Ариана к базилике Сан Джованни Евангелиста через мавзолей Данта

Jun 21, 2017 11:39

... баптистерий Ариана: купола равенских церквей возводились с использованием оригинального строительного материала - tubi futilli - полых глиняных трубок, которые складывали рядами горизонтально - при этом, некоторые трубки ставили вертикально, чтобы в куполе образовывались отверстия для - предположительно - веревок, к которым можно прикрепить канделябры, люстры со свечами - крещение в раннехристианском мире проводили ночью, при свете свечей, один раз в год, накануне Пасхи

... баптистерий имеет в плане гексагон - т.е. фактически - круг - та же архитектурная форма, прообразом которой считается ротонда Храма Гроба Господня в Иерусалиме - место главного Воскрешения в христианстве - см. http://dim-ma.livejournal.com/432331.html

... та же архитектурная форма использовалась в Риме для строительства усыпальниц - мортириумов - т.е. - по своей сущности - архитектурная форма подчеркивает, что баптистерий - это место смерти - ведь крещение и есть символическая смерть одного человека и рождение - воскресение - другого - с новым именем

... с другой стороны, изначально баптистерии использовали и как усыпальницы - в баптистерии Ариана также обнаружено несколько захоронений, хотя они сделаны уже после того, как на погребение в баптистерии был наложен запрет - и это загадка

... единственная гипотеза, принадлежащая M. Mazzotti, что захоронения произведены уже после того, как баптистерий был передан ортодоксальной церкви, для того чтобы маркировать его уже не как именно баптистерий

... баптистерий как отдельно стоящее здание просуществовал недолго - до того момента, когда новичков разрешили крестить в церкви

... до этого момента также существовал период, когда к базиликам пристраивали внешние галереи, в одной из которых устраивали купель - как например это сделано в армянском Одзуне - VI-VII вв.

... так же не долго просуществовало и арианство, признанное ересью - как и множество других попыток объяснить сущность Христа

... то же самое происходило в буддизме, расколовшемся на сотни школ при обсуждении сущности Будды и буддовости

... ислам сразу же положил предел для подобных рассуждений, и в этом плане стал одной из самых цельных мировых религий, хотя - несмотря на это - стал раскалываться в дискуссиях о сущности родственников/ преемников Мохаммеда

Баптистерий Ариана




... на мозаике апостол, идущий четвертым вслед за апостолом Петром, изображен с усами, соединенными с бакенбардами - без бороды - исключительно необычный облик для этого периода - так изображали только готов, чтобы отличить их от римлян

... таким образом, один из апостолов здесь становится готом - и это не случайно - сделавшие своей столицей Равенну остготы - их правитель Теодерик - персонально патронировал ариан, и сам, вероятно, принял арианский толк христианства, прикладывал все усилия, чтобы конвертировать христиан именно в этот толк

подкупольная мозаика - конец V - начало VI вв.


... рядом с главным равенским собором - почти полностью перестроен на том же месте, где находился ранний собор - его можно пройти насквозь - под звучание органных гамм - обязательный для V-го в. баптистерий, который называют баптистерием Неона, хотя первоначально он построен епископом Урсусом - в куполе этого баптистерия - мозаика с изображением крещения Христа, на которой - три фигуры - Христос, Иоанн Креститель и - персонификация реки Иордан - редчайший случай в раннехристанском искусстве демонстрирующий, что связь с римской религией еще не полностью разорвана - возможно, существовали проекты по ее включению в христианство

баптистерий Неона










... в стоящей рядом Капелле Архиепископа - Capella Arceviscovile - лучшая декоративная мозаика - гегемония цвета - если бы не тотальная установка на символическое восприятие, был бы возможен прорыв в трансцендентное - этим позже воспользуется мусульманское искусство

... Сан Витале - здание "like no other in Italy" - посвящена главному равеннскому мученику - Св. Виталию - он изображен на мозаике рядом с Христом, которому основатель церкви епископ Экклезиус подносит модель Сан-Витале

... происхождение культа Св. Виталия не ясно, но вероятно связано с противостоянием Равенны, ставшей столицей Империи, и ее бывшей столицы - Милана - новой столице нужен был новый - свой - мученик

... перед входом в церковь ряд потрясающих пиний, возможно, одни из самых красивых в Италии

... структура Сан-Витале не читаема снаружи - "скрыта" - "закулисена" - в этом ее необычность - христианская церковь обычно просчитывается насквозь - как из интерьера, так и снаружи

... интерьер Сан Витале, как и многих других церквей, воспроизводит ротонду Гроба Господня в Иерусалиме - круглое помещение окруженное рядами аркад

... говоря о Звартнотце, наследованном от той же ротонды, Мандельштам писал об этих аркадах как о "порубках могучего циркульного леса"

... возможно, идея внешней формы церкви, нагромождения несочетающихся элементов в том, чтобы запутать взгляд, спровоцировать воображение, запутать входящего, оказывающегося - внезапно - вдруг - как Дант в начале комедии - в "сумрачном лесу" - далее возможно ощущение и Ада, и Чистилища, и Рая

... не зря Дант похоронен здесь же - в Равенне

... в иранском и среднеазиатском исламском мире точно так же запутывали - "затайнивали" - "закулисивали" - основную форму здания - мечети, мавзолея - массивным входным пештаком, преграждающим / ограждающим от взгляда из вне

сумрачный лес Сан Витале




... в орнаментах Сан Витале - привычная для Востока свастика - не случайно церковь построена с учетом самых последних архитектурных идей из Константинополя и Милана - самые близкие прототипы - церковь Св Сергия и Бахуса (= Малая Айя София) в Константинополе, построенная между 527 и 536 гг и - миланская Сан Лоренцо (конец 4-го в.), которой Сан Витале, а вместе с ней и конкурирующая с Миланом Равенна - точнее, уже выигравшая эту конкуренцию - бросает вызов

... идиоты на экскурсии в Сан Витале - под присмотром двух мощных спортивных парней в черных футболках с короткими рукавами - папи, папи - прячется один - почти что старик - за гранью апсиды

... на той же пьяцетте что и Сан Витале - Санта Мария Маджиоре (Santa Maria Maggiore) - XVII век - из новаторства - в церковном дворе - футбольное поле


... спонсированная Галлой Пласидией базилика Сан Кроче, стоящая рядом с Сан Витале, и закрытая и для туристов и для прихожан, как считают некоторые исследователи (см. Deliyannis. Ravenna in Late Antiquity) также спроектирована по образцу Храма Гроба Господня в Иерусалиме - позже базилика была перестроена, ее нартекс разрушен, в т.ч. для того чтобы проложить дорогу - к обоим сторонам нартекса были пристроены крестообразные сооружения одно из которых сохранилось - сейчас она считается мавзолеем Галлы Пласидии, хотя погребена в нем вовсе не Галла

... в центре купола мавзолея - крест - дальше - на темно синем мозаичном небе - золотые звезды Апокалипсиса и четыре его Зверя - но, в данном случае это - пост-апокалипсис - самое предверие Воскресения - в той же цветовой гамме - все сводчатые поверхности над головой

купол мавзолея Галлы Пласидии


... основанная Теодориком - рядом находился его дворец - Sant Apollinare Nuovo была посвящена Христу - и таким образом была арианской - при передаче ее ортодоксальной церкви в 560 г., она была перепосвящена Св. Мартину - епископу Тура, ставшему в 6 в. символом эффективного противостояния арианской ереси - т.е. церкви нужен был радикально не связанный с арианским толком святой - таким образом парадоксальным образом сам Христос становится не достаточно ортодоксален

... ничто - ни архитектура, ни мозаики (некоторые фигуры были стерты, возможно, при конвертации базилики из арианской в христианскую, либо из-за политической конъюнктуры) - не указывает на то, что церковь - арианская - как и в случае арианского баптистерия - т.е. ариане не разработали своей визуальной идентичности, возможно, именно поэтому арианство растворилось во времени почти без остатка - как и многие другие христианские течения





... равенские мозаики - их изображения - каждая деталь может быть растолкована, имеет отсылку к писанию и т.п. - льющееся вино - отсылка к евангельскому "я есмь истинное вино, а отец мой - виноградарь" и т.п. - их нельзя вос-принимать, их нужно - осознавать, понимать, знать толкование - в этом слабость христианского искусства

... кроме того, это - чистый цвет

... в отличие от исламского искусства с его отказом от мизансцены, сюжета, иконичност, цвет равенских мозаик не отсылает ни к какой трансцендентости - обрыв взгляда - рыба воображаемого, трансцендетного срывается с лески - глаза не работают, воспринимается лишь цвет и сюжет, за которым должна следовать интерпретация, знание

... мавзолей Данте - скромно и строго - горит лампада, у подножья - металлический венок - купол венчает вертикально поставленная шишка пинии - символ бессмертия в Риме и раннехристианском искусстве - такая же - на мавзолее Галлы Пласидии

... спустя 200 лет после смерти Данта папа Пий X распорядился передать останки Флоренции, но их надежно укрыли францисканцы ближайшего монастыря - настолько надежно, что останки обнаружили только спустя три с половиной века

... в итоге - вклад Флоренции в мемориал - ежегодная передача оливкового тосканского масла для вечно горящей лампады

... каждый вечер - "в тот самый час, когда томят печали/ отплывших вдаль и нежит мысль о том/ как милые их утром провожали/ а новый странник на пути своем/ пронзен любовью, дальний звон внимая/ подобный плачу над умершим днем ... (пер. м. Лозинского, Чистилище, начало 8-й песни)" - здесь проходит церемония - тринадцать ударов поминального колокола





... от мавзолея Данте из города уводит Улица поэтов - здесь - на мемориальных пластиковых пластинах - Уальд, Фрейд, Юнг, Т.С. Элиот и т.п. - их высказывания о городе - Блока здесь нет - но только он заметил во взглядах равеннских девушек "печаль о невозвратном море" - Равенна некогда была крупнейшим римским военным портом

... сидя за пивом на скамейке в ожидании своего автобуса в Лидо Адриано я вспоминаю его Незнакомку, наблюдая за все так же легко скользящими на велосипедах по равеннским улицам девушками

... улица поэтов заканчивается аркой, за которой - пьяцетта Анны Маньяни - итальянская актриса - как всегда в Италии пояснено на табличке с названием площади - и - годы жизни

... последняя в моем маршруте раннехристианская базилика - почти перед самым вокзалом - из-за чего она почти полностью была разрушена бомбежками во время второй мировой - Сан Джовани (= Св. Иоанн, автор Евангелия и Апокалипсиса) Евангелиста

... как и все раннехристианские церкви Сан Джованни Евангелиста датируемая около 425 г., построена из материала взятого из старых римских построек - кирпич, колонны, капители

... колонны и капители до сих пор используются - точно так же само христианство собиралось из кирпичиков прежних религиозных идей

... в церковном дворе репетирует хор

... в базилике - остатки подлинных - неотреставрированных - мозаик - самых скандальных в христианском мире - здесь впервые на церковных мозаиках были изображены портреты членов императорской фамилии - Галла Пласида, спонсировавшая постройку, с ее черным - по Блоку - взором, ее сыновья, портреты императоров

... Равенна стала второй - после Милана - столицей римской империи, уже разделенной на восточную и западную части - Галла Пласида последовательно соревновалась здесь с Константинополем, воссоздавая - пытаясь превзойти - христианские церкви - в т.ч. - о чем свидетельствует изображение на мозаиках самой Галлы Пласиды - с одной стороны окончательно историциизировать христианство, с другой - включить императорскую фамилию в число сакральных, "освященных Христом" персонажей

... так же некогда поступил Юлий Цезарь, став богом и императором - именно в Равенне он провел последнюю ночь перед тем как перейти Рубикон ...

PS
единственная круглая в плане равенская церковь - Santa Giustina (1747-1750)


* * *

Александр Блок

Равенна

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаи́к.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.

От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.

Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.

Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.

Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.

А виноградные пустыни,
Дома и люди - всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба.

Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.

Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.

* * *

Почиет в мире Теодорих,
И Дант не встанет с ложа сна.
Где прежде бушевало море,
Там - виноград и тишина.
В ласкающем и тихом взоре
Равеннских девушек - весна.

Здесь голос страсти невозможен,
Ответа нет моей мольбе!
О, как я пред тобой ничтожен!
Завидую твоей судьбе,
О, Галла! - страстию к тебе
Всегда взволнован и встревожен!

Июнь 1909 (27 февраля 1914)- июнь 1909

Равенна








Приложение: из Алмазный мой венец В. Катаева.

Меня же влекла к себе Равенна, одно имя которой, названное Александром Блоком, уже приводило в трепет. С юношеских лет я привык повторять магические строки:

«Все, что минутно, все, что бренно, похоронила ты в веках. Ты как ребенок спишь, Равенна, у сонной вечности в руках».

О, как мне хотелось, отбросив от себя все, что минутно, все, что бренно, уснуть самому у сонной вечности в руках и увидеть наяву, как передо мною «... далёко отступило море и розы оцепили вал, чтоб спящий в гробе Теодорик о буре жизни не мечтал»...

Больше всего поражала нас, особенно ключика <Олеша>, неслыханная магия строчки «и розы оцепили вал». Здесь присутствовала тайная звукопись, соединение двух согласных «з» и «ц», как бы сцепленных между собой необъяснимым образом. Сила этого сцепления между собою роз вокруг какого-то вала мучила меня всю жизнь, и наконец я приближался к разгадке
этой поэтической тайны.

Я увидел на земле нечто вроде купола, сложенного из диких камней. Это и был склеп Теодорика, действительно окруженный земляным валом, поросшим кустами еще не проснувшихся роз, цеплявшихся друг за друга своими коралловыми шипами.

Вечная весна еще не наступила и здесь. Но, сцепленные в некий громадный венок вокруг склепа Теодорика, они были готовы выпустить первые почки. Местами они уже даже проклевывались.

Мы поднялись по каменной лестнице и вошли в мавзолей, посредине которого стоял гроб Теодорика. Но гроб был открыт и пуст, подобный каменной ванне. Я так привык представлять себе блоковского спящего в гробе Теодорика, что в первое мгновение замер как обворованный. Отсутствие Теодорика, который не должен был мечтать о бурях жизни, а спать мертвым сном на дне своей каменной колоды, - эти два исключающих друг друга отрицания с наглядной очевидностью доказали мне, что семьдесят пять лет назад поэт, совершая путешествие по Италии и посетив Равенну, по какой-то причине не вошел в мавзолей Теодорика, ограничившись лишь видом роз, оцепивших вал, а Теодорика, спящего для того, чтобы не мечтать о бурях жизни, изобрела его поэтическая фантазия - неточность, за которую грех было бы упрекнуть художника-визионера.

Зато я понял, почему так чудесно вышло у Блока сцепление роз.

Когда мы выходили из мавзолея и столетний старик сторож, которого несомненно некогда видел и Блок, протянул нам руку за лирами, я заметил по крайней мере десяток кошек со своими котятами, царапавших землю возле плошки с молоком.

Старик любил кошек.

Очевидно, Блок видел кошек старика, который тогда еще не был стариком, но уже любил окружать себя кошками.

Цепкие когти кошек и цепкие шипы роз вокруг мавзолея Теодорика родили строчку «и розы оцепили вал».

Ну а что касается моря, то оно действительно отступило довольно далеко, километров на десять, если не больше, но, плоское и серое, оно не представляло никакого интереса: дул холодный мартовский ветер, за брекватором кипели белые волны Адриатики, на пристани стояли на стапелях яхты и моторные боты, которых готовили к весенней навигации. И пахло масляной краской, едким нитролаком, суриком, бензином. Только не рыбой.

На обратном пути мы посетили церковь святого Франциска, снова попали в тьму и холод католического собора с кострами свечей. Я бросил в автомат монетку, и вдруг перед нами, как на маленькой полукруглой сцене, ярко озарилась театральная картина поклонения волхвов: малютка Христос, задрав пухлые ножки, лежал на коленях нарядной мадонны, справа волхвы и цари со шкатулками драгоценных даров, слева - коровы, быки, овцы, лошади, на небе хвостатая комета. И все это вдруг задвигалось: волхвы и цари протянули маленькому Христу свои золотые дары; коровы, быки, лошади потянули к нему головы с раздутыми ноздрями, богородица с широко висящими рукавами синего платья нежно и неторопливо движениями марионетки наклонилась толчками к малютке, а на заднем плане два плотника все теми же марионеточными движениями уже тесали из бревен крест и римский воин поднимал и опускал копье с губкой на острие. Это повторилось раз десять и вдруг погасло, напомнив стихотворение, сочиненное мулатом <Пастернак>, кажется «Поклонение волхвов», где хвостатая звезда сравнивается со снопом".

Мандельштам, стихи, Катаев, Армения, архитектура, кино, Турция, Италия, Данте, Блок, Стамбул, Палестина, Пастернак, 2017_3, свастика

Previous post Next post
Up