... разрушенный Чингисханом Самарканд начал отстраиваться от древнейшего мавзолея "Живого царя" - Шах-и зинда - согласно легенде до сих пор живущего в подземном колодце соединяющем этот мир с иным - с - раем, устроенным под современным мазаром Кусама ибн-Аббаса - двоюродного брата Пророка, о котором Мухаммед говорил, что "Кусам ибн-Аббас больше всех остальных похож на меня характером и внешностью"
... Кусам ибн-Аббас, погиб в походе на Самарканд в 676-677 г - он был обезглавлен, но - подхватив подмышку свою голову, спустился в глубокий колодец, чтобы беспрепятственно дождаться в нем воскресения
... при Тимуре с этим колодцем и ожидающим в нем Страшного Суда безголовым Кусам ибн-Аббасом стал ассоциироваться Шахи-зинд
... я хотел начать знакомство с городом именно с Шах-и зинда - обойдя стороной Регистан и мечеть Биби Ханым, но мне это не удалось
... Регистан - пуп Самарканда - бывший центр домонгольского рабада - огражденного стенами "внешнего" (по отношению к шахристану, в котором селилась знать и была расположена цитадель - арк) города,
в котором селились ремесленники и торговцы, останавливались караваны
... сюда - к Регистану - сходились все главные улицы построенного Тимуром города
... как это часто бывает, от тимуридов здесь сохранилось только медресе Улугбека - два остальных здания - медресе Тилля-Кари и медресе Шир-дор ("имеющее тигров") - построены гораздо позже - в XVII в - узбекским эмиром Самарканда Алчин Ялангтушем Бахадуром, только что вернувшемся из удачного похода в Мешхед и желающим утвердить себя не менее великим, чем Тимур
... так, вслед за Тимуром, в своем дворце в Шахрисябе на главном айване изобразившем свой герб - три колесницы, лев и солнце - Ялангтуш Бахадур изображает львов/ тигров и солнце на главном портале медресе Шир-дор
... ранее, в XVI в. лев и солнце становятся гербом иранской династии Сефевидов, до этого на серебряных дирхемах сельджукида султана Кейхосрова ибн Кейкобада (выпуск 1240-43 гг.) помещен лев со звездой в поднятой лапе - за его спиной - солнце с лицом человека
... сопроводив изображение надписью "Он соорудил такое медресе, что земля доведена была им до зенита неба - это знамя взаимного их украшения. Годами не достигнет высокой вершины его портала горный орел ума мощью и усердием искусных крыльев. Веками не достигнет верха запретных его минаретов искуснейший акробат мысли по канату фантазии. Когда архитектор точной правильности воздвиг изгиб арки портала, небеса, приняв ее за новую луну, прикусили палец от удивления"
... я тоже прикусил палец от удивления и прикусил еще раз - когда оказался в своих поисках Шах-и зинда перед мечетью Биби Ханым с аркой, которая - как писал один из тимуридских летописцев - "была бы Единственной, если бы Млечный путь не был ей парой", с куполом, который "был бы Единственным, если бы небо не было его повторением"
... добравшись до Шах-и Зинда я уже немного устал - нашел беседку на прилегающем к мавзолеям кладбище, присел побыть среди мертвых, похороненных здесь в направлении на север, с лицом повернутым на запад - в сторону Мекки
... привычное самаркандское занятие - следить за сороками, слушать шум ветра, смотреть на облака и голубые купола мавзолеев
площадь Регистан
задняя стена медресе Шир Дор, в центре на заднем плане - чорсу (= торговый павильон)
вутренний двор мечети Биби Ханым
Регистан - вид на портал медресе Улугбека
Медресе Шир Дор и Тилля Кари
Купол медресе Тилля Кари
орнамент со свастикой на стенах медресе Тилля Кари - в Шах-и Зинда он еще более распространен (портал медресе Ходжи Ахмада, портал Восьмигранника), вообще свастика - частая составляющая орнаментов в мусульманских постройках в Средней Азии, причем ее помещали даже в орнаменты михрабов (см. Хмельницкий, От арабов до тюрков).
Биби Ханым - Единственные - купол и портал "пештак" (главного айвана мечети)
"пештак" - загадка архитектурной формы: "Пештак, при подходе к нему спереди, скрывает стоящее за ним здание и не позволяет составить правильное представление о его архитектуре, - это ширма скрывающая реальный объем. При подходе же сбоку, который не предусмотрен композиционным замыслом и даже противоречит ему, верхняя, поднимающаяся над стенами часть пештака проецируется в более или менее плоскую полоску, контрастно чуждую материальной трехмерности здания и композиционно с ним никак не связанную. Казалось бы, соединение двух несовместимых приемов - пространственного и плоскостного - должно привести к художественному противоречию, которое не снимается странным убеждением строителей в том, что их творение будет созерцаться только спереди" (Хмельницкий. Между арабами и тюрками. Стр. 157).