Кэрол Рид - топология кинопространства

Aug 14, 2015 10:26

… в Odd Man Out Кэрола Рида, являющегося в целом изрядным топофилом - Вена, Берлин, Белфаст, конечно - Лондон, и - даже - предкастровская Гавана - пространство Белфаста кроится таким образом, что топология реального города совершенно игнорируется - и это заметно, даже если в Белфасте никогда не был - ибо это уже не топология города, но топология - киноплощадки, топология кинопространства, в которое превращено реальное пространство Белфаста - то же - как пишет nomen-n происходит и с Веной в Third Man (http://nomen-n.livejournal.com/213559.html) - … и дело здесь не в том, что Рид не чувствует место - все-таки в его киногородах, пространство конкретного города всегда становится местом - даже если это и всего лишь десятиминутка - на весь фильм - Парижа (Trapeze) или почти безымянного городка на английском побережье (Key) - дело в том, что он кроит пространство города под ритм своего монтажа - если для киноритма необходимо ехать/ идти/ бежать 30 секунд - он снимет эти тридцать секунд, хотя они совершенно противоречат ощущаемому расстоянию преодоленного героем пространства - за те же тридцать секунд одно и то же расстояние может быть преодолено как на автомобиле/ кэбе, так и походкой например, раненого или человека на костыле (я думаю что удаляющаяся, демонстративно хромая Чен Шиан Чуй в Good By, Dragon Inn Цая - оммаж уходящему по коридоре опираясь на свой костыль Берту Ланкастеру в Trapeze) - и похоже Рид делает это намерено - не случайно он вводит в свои фильмы крайне медленных людей (едва передвигающийся раненый - герой в Odd Man Out, там же - художник опирающийся на костыль, опирающийся на трость Берт Ланкастер в Trapeze и т.п., но более всего показателен эпизод из The Fallen Idol - приходящий завести и починить часы часовщик - Рид абсолютно игнорирует длительность - не прибегая ни к каким эллипсисам, просто режет кадр, в итоге тридцати - например - минутное ожидание героями часовщика, нетерпение детективов продолжить допрос попросту игнорируется - тридцать секунд и Рид режет сцену), но и быстрых детей - на роликах, велосипеде (The Man Between) - … в итоге реальная топология пространства сохраняется только когда пространство нарратива совпадает с пространством съемочной площадки - Trapeze, Key и т.п. - или - когда расстояние в пространстве не считываемо - море в том же Key - и какая-то странная уловка, которую я не разгадал, которая позволяет Риду работать в разрушенном Берлине (The Man Between) - самый его неореалистичный фильм - хотя и в этом пространстве - кинематографическом пространстве - если бы ты вышел в город - как турист - то это был бы не siteseeing, а - sitewatching - … и еще один мальчик на велосипеде в кинематографическую копилку …

Цай Мин-лян, кино, Вена, Берлин, Париж

Previous post Next post
Up