May 17, 2015 17:45
... в литературе есть прием, когда повествование технически ведется от третьего лица, но сделано все, чтобы возникало ощущение что персонаж и рассказчик - одно лицо, или - что более изощренно и более достоверно - рассказчик наделяется особым доверием в силу того, что он работает по запискам персонажа, или знал его очень близко - так построен Снег Памука - ... в кино технически такой прием очень труднореализуем, особенно чисто кинематографическими способами, без использования нарратива и трилогия Капланоглу - именно этот случай - режиссер очень быстро убеждает что он представляет персонажа, хотя камера не всегда представляет его взгляд - фильм Капланоглу все-таки повествователен, но не созерцателен, как было бы при использовании исключительно субъективной камеры - ... такое анти-годаровское кино - никакой правды 24 кадра в секунду - и оппозицией правде здесь является - память - именно она работает 24 кадра в секунду ... - и именно она производит ту оптическую изощренность, которая характеризует фильм Капланоглу - особенно в темноте, при искусственном освещении (в самом раннем из доступных Melegin dususu - та же эффектная оптическая работа при искусственном освещении в темноте, плюс мизансценирование аналогичное цаевской Реке - тоже в темноте, хотя план и длится гораздо меньше чем у Цая) - настолько последовательно с темнотой кажется работал только Эдвард Янг в Ярком летнем дне - с фильмом Янга трилогию также соотносит и сама структура повествования - нарративные и визуальные параллелизмы, образующие метонимические ряды, работающие на производство новых смыслов и семантических ритмов - особое удовольствие - когда один и тот же актер играет различных персонажей в каждой из частей трилогии - ... концептуально фильм держится на трех предметах, которые находятся в недостатке или избытке - а потом этот недостаток/избыток компенсируется - отсутствующее Яйцо в первом фильме, избыток Молока (его прекращают покупатьв финале) во втором, и отсутствие Меда приводящее к смерти в третьем - при этом - сам третий фильм - Мед - нечто замещающее книгу Юсуфа с одноименным названием - замещающее отсутствующую поэзию - как осутствующая книга стихов в Снеге Памука - мы знаем о ней все - состав, содержание стихов, их настроение - кроме самих стихов - ... существует легенда, что когда Микельанджело спросили как он создал Давида, он заявил, что просто взял глыбу мрамора и отсек все лишнее - метод Каплаонглу - взять ту же глыбу мрамора, но - ничего не отсекая - выявить в ней Давида - точнее - показывать эту глыбу так, чтобы каждый раз - в любой момент обработки - в ней был виден Давид - абсолютная кинематографическая ткань ...
Цай Мин-лян,
Памук,
кино,
Турция,
Эдвард Янг