Сема

Dec 17, 2014 09:57

1. в круге, поделенном на 8 частей - с одной стороны - по полукругу - сектор B - разложено 38 овечьих белых шкур (или шкур козы, возможно ангорской) + на вершине круга постелен молитвенный коврик

2. выходит одетый в обычные для маулийя черную накидку и высокую коническую коричневую шапку суфий - он несет с собой красную овчину (шкуру козы) - подходит к молитвенному коврику, опускается на колени, расстилает красную шкуру, кланяется ей - после этого каждый выходящий на сцену будет кланяться в сторону коврика с лежащей на нем красной шкурой

3. один за одним выходят члены братства - первым выходит наставник (позже он не будет кружиться), все одинаково одетые - как вынесший красную шкуру суфий - каждый кланяется в сторону красной шкуры, проходит к своей шкуре, заходит на нее сзади, передвигается на передний край

4. последним выходит шейх или глава общины маулийя - он одет во все ту же черную накидку, но его шапка повязана зеленым тюрбаном (в музее так выглядит глава общины) - он также кланяется в сторону красной шкуры, подходит к ней, как и все заходит с дальнего конца, проходит вперед, кланяется

5. шейх/ глава общины садится на красную шкуру, поджав под себя ноги, вслед за ним садятся все остальные члены братства, также поджав под себя ноги, склоняют голову - музыканты заводят молитву/ зикр - одним голосом - без музыки - все остальные сидят склонив голову, некоторые чуть раскачиваются

6. после завершения молитвы/зикра вступает ней, после длинного соло на неях вступают барабаны и ребабы, музыка заканчивается быстрым простиранием, которое все выполняют одновременно и очень резко

7. шейх/ глава общины начинает движение - он движется по малому кругу вписанному в большой круг и касающийся его в единственной точке - "месте шейха" - там где на молитвенный коврик положена красная шкура, вслед за ним начинают постепенно двигаться еще 7 членов братства (в т.ч. наставник) - каждый подходит к молитвенному коврику, всегда оставаясь к нему лицом, так что около коврика всегда оказывается два участника - лицом друг к другу, каждый из них кланяется друг другу и красной шкуре и движется вслед за шейхом, так чтобы оставаться лицом к коврику с красной шкурой

8. полный круговой обход всех 8 членов братства повторяется три раза - во время движения все остальные члены братства отступают на дальний край овчины (с которого заходили на нее), по завершению - снова возвращаются на ее передний край

9. по завершению - по команде шейха - все - возможно, кроме шейха - сбрасывают накидки, смыкаются, кладут руки себе на плечи - перекрещивая их, и один за одним подходят к шейху

10. первым подходит наставник - кланяется на три стороны, отходит, но - в отличие ото всех остальных членов братства - не начинает кружение

11. каждый участник сема, кроме наставника, после того как подошел к шейху, поклонился на три стороны, отходя от него начинает кланяются ему и начинают кружиться в правую сторону - не очень быстро - в одном темпе, не ускоряя его - лежащие на собственных плечах руки через несколько вращений опускают к поясу, потом раскидывают, потом - поднимают в вверх

12. количество кружащихся в центре и по кругу всегда оказывается разное (например - 7 в центре, 30 по кругу, 6 и 31, 10 и 27, или в центре может вообще не быть никого, но формируется второй внутренний и даже третий круги)

13. в какой-то момент все останавливаются по команде музыки и шейха, чтобы снова начать 11 (при этом кружащиеся остаются стоять группами по 2, 4, 6 человек, не возвращаясь на свои места) - так продолжается 4 раза (единственное замеченное отличие - когда подходят к шейху, стоящему на красной шкуре, кланяются не три раза, а один)

14. по завершению 4-го кружения, после того как все остановились, шейх медленно оборачиваясь вокруг себя движется в центр круга - за ним также к центру круга, но не доходит до него, оставаясь на расстоянии выдвигается наставник

15. из центра круга шейх - все так же медленно оборачиваясь вокруг себя - возвращается на свое место - на красную овчину, садится на нее, после чего все участники сема возвращаются на свои места на шкурах, одевают черные плащи, садятся на шкуры поджав под себя ноги

16. начинается молитва/зикр - в какой-то момент наставник встает, раскрывает перед грудью ладони и начинается совместная молитва с залом, в ходе которой произносится много имен (хутба) завершающая поднесением ладоней к лицу (во время финальной церемонии 17-го к шейху и наставнику вышло еще три члена братства, также кланяясь, чтобы принять участие в общей молитве)

17. по окончании молитвы, шейх произносит проповедь, выходит к центру, и уходит через ту же точку - напротив коврика с красной шкурой - откуда он пришел в начале церемонии - также, оставаясь лицом к красной шкуре, и уходя кланяясь ей

18. вслед за ним, по порядку - вслед за наставником уходят все участники сема - в обратном порядке, по сравнению с тем в котором пришли, также кланяясь в сторону молитвенного коврика с красной шкурой

19. после ухода всех, один из членов братства, возвращается за красной овчиной - опускается перед ней на колени, кажется что целует ее, забирает и уходит оставаясь лицом к молитвенному коврику

2014_3, ускользающие культуры, Турция

Previous post Next post
Up