... стены дома настолько толстые, что белье, постиранное накануне, за ночь не высыхает - приходится стать настоящим лишбоэту - вывесить его наружу - на натянутые перед окном веревки ...
... с утра я собирался поехать в Синтру - отправился на вокзал Россио, но - дойдя до мирадора Алькантара - сел на скамейку, стал слушать мелодию, заведенную здесь гитаристом, и - ехать мне расхотелось - я спустился вниз - в Шиадо - тщательно исследовал книжные магазины на руа Гаррет ...
... главный автор здесь, конечно, Пессоа - на всех языках - и его главная книга - The Book of Disquiet - Книга смятения/ непокоя - автор Ночного поезда на Лиссабон пишет о ней, что "как-будто бы Марсель Пруст писал эссе Мишеля Монтеня"...
... я так ничего и не купил - потому что мне хотелось книгу Табукки, или стихи Пессоа билингво - чтобы не терять ритм - и поэтому отложил и покупку Книги смятения/ непокоя - именно ее читает герой Реквиема ...
... с руа Гаррет я отправился вниз - в Лапу - в национальный музей - смотреть Искушение св. Антония Босха - искушений здесь оказалось три:
1. св. Антоний - главный лиссабонский святой - более известный как Падуанский - он родился здесь - в Лиссабоне - в 1195 г. - недалеко от кафедрального собора - Se - Sades Episcopales = резиденция епископа - так называются все кафедральные соборы Португалии - в этом соборе он принял крещение - но позже перебрался в Италию, с которой у Португалии связь уступающая разве что связи с Англией - в Падуа - где умер в 1231 г.
... в ночь с 12-го на 13-е июня в Лиссабоне устраивают грандиозный праздник в честь Св. Антония - сейчас город уже украшают
... португальские художники - 3-й этаж национального музея - св. Антонием интересовались мало - все его изображения сделаны фламандцами и голландцами - зато они интересовались Св. Висентом - официальный - с 1173 г. - покровитель Лиссабона - а кроме того - вина и мореплавания - замученным римлянами в 304 н.э. в Валенсии - сначала его лишили пищи, потом - поджаривали на решетке ...
2. пента-птих с изображением Св. Висенте - здесь он изображен не в образе мученика, но - совсем юного, элегантного, возвышенного мужчины - работы Нуно Гонсалвеса (самое начало 16 в.) - главный португальский шедевр музея - о полотне - как и о самом Св. Висенте - почти ничего не известно - и в этом отношении оно более загадочно, чем Ночной дозор Рембрандта - тот же групповой портрет, километры гипотез, интерпретаций и т.п. - но никакой ясности + полное отсутствие исторических материалов - настоящая живопись для умышленного города
3. кроме того, в национальном музее можно увидеть "скрывшегося" короля Себаштиана - португальского царевича Дмитрия - "12-го имама" - и т.п...
... все лиссабонские архетипы - кроме новенького и модного Пессоа
... мне же, наверное, больше всего запомнилось Видение св. Францизска Луки Джордано - очень хорошая визуализация медитации "с опорой" - и Саломея Лукаса Кранаха Старшего, но это уже совершенно не лиссабонская история
пейзажи с сохнущим бельем
одиночество