Feb 02, 2014 22:09
... - самая обычная саспеновская завязка - любовник фотографирует женщину обнаженной, негативы попадают к третьему мужчине, который начинает очень странный шантаж - ... но сюжет Ешиды (или Кавабаты, по повести которого поставлен фильм - возьмусь пожалуй читать) развивается в совершенно ином направлении - женщине невыносима сама мысль что ее тело увидит кто-то посторонний (в итоге ей приходится тратить все деньги на выкуп фото у сделавшего копии для себя мастера фотолаборатории, "забыв" о негативах и фото "шантажера") - то что об измене узнает муж и т.п. - перед этим отходят на задний - малозначительный - план - и вот это восприятие тела - даже его изображения на фото - как своего,собственного, неотделимого от себя - та вещь, которая совершенно ушла из современного кино (и, возможно, культуры) - видимо, в самое недавнее время - даже в 00-х это еще малозаметно - тело начинает восприниматься как нечто чужое, не свое, то что отделено от собственных желаний, то чем можно пользоваться как вещью - пальто, одеялом, мастурбатором и т.п. - Cut Амира Надери - очень хороший пример - герой запросто "отдает" свое тело, как-будто отделяется от него - тестоподобные тела Зайдля из последней трилогии - то же - каждый из фильмов трилогии - об определенном способе восприятия своего тела как - чужого - ... в общем уже в 4-3-2-1 у Мунджу героиня воспринимает тело как не свое, то от чего можно отказаться - поэтому она так легко и повседневно идет на связь с доктором - да и в Красной улице Андреа Арнольд тоже, но идеально это в свингерских эпизодах последнего фильма Рейгадаса (хотя у Рейгадаса это отчуждение тела было всегда - и это на уровне его кинематографической концепции) - ... в итоге, можно сказать что тело - даже уже самое "телесное" - не идеальное, обычное - просто становится деантропоцентричным - каким оно обычно является "в глянце" - и вслед за этим все менее антропоцентричным - даже в сексуальных сценах - где тело по идее должно доходить до предела своей телесности, себя самого, - как, скажем, у Провоста - становится сам кинематограф ...
P.S. Ешида тут конечно еще не добирается до своего Eros plus massacre - читать нарратив, и кадр, очень просто - и это скорее Mademoiselle того же года Тони Ричардсона, чем что-то именно японское - никаких ширм, пересоздания пространства и т.п. - но иногда все же просто уходишь в изображение, композицию на экране, светотени, переставая отслеживать сюжет ... - и еще у Ешиды есть очень интересный персонаж - девушка, работающая "натурщицей" в онсене - она обнажается чтобы ее не рисовали, но фотографировали - ню - при этом она же визжит, когда ее пытаются снять без лифчика на кинокамеру - т.е. камера - в отличие от фото - кажется для нее слишком "присваивает" тело - японские феменисты вообще гораздо интереснее западных
Рейгадас,
Япония,
Андреа Арнольд,
Кавабата,
Ешида,
кино