24.11 Тегеран - Музей ковров

Nov 26, 2013 04:45

... ковер - его дизайн - искусство крайне концептуальное (по крайней мере «культурный» ковер - из Табриза, Исфахана, Машхада - и т.п.) - его - ковер - нужно построить - как мечеть - исходя из тех же концептуальных принципов - некоторые ковры - почти точная проекция четырехайванной иранской мечети - плоская архитектура, но требующая того же - что и мечеть - арабески поверхностей с их центром ведущим в трансцендентный центр купола - взгляда - необходимости to let the eyes swim in the sea of its (cover) details - как указано на сопроводительном тексте к одному из экспонатов - плюс то, что выводит за пределы возможностей архитектуры, в некоторых аспектах ограничивающей возможности взгляда - например, дизайна ковра типа «молитвенная ниша» выявляет скрытые сакральные центры михраба или любой другой ниши - ниша есть проекция трансцендентного тела с его узлами - сердце, голова и т.п. - ... кроме того дизайн ковра гораздо разнообразнее дизайна арабесок мечети - на коврах появляются изображения животных, воды (ручей, река); краски ковров более «точны», имеют больше оттенков - как ни странно на коврах почти нет (очень редко) калиграфии, письма - ... кроме «культурного» ковра (т.е. ковра где работает «культурное» храмовое сознание - с симметричным узором - тяготеющее к "безраздельно репрезентантной симметрии" - см. Хмельницкий. От кушанов до арабов, стр. 192) «до-культурные» ковры, изготавлевыемые племенами также результат работы сознания - в данном случае мифологического, «до-культурного» - хотя Титус Буркхард считал идеальным ковром тот, в котором "осуществлен совершенный синтез кочевого <"до-культурного"> и оседлого <"культурного"> искусства" ... - кроме того здесь - в музее - есть и «авторские» ковры - результат работы индивидуального авторского сознания - Буркхард считает, что они уже находятся "на грани упадка, в том смысле, что средства своего выражения они заимствуют не от элементов, по своей сути и природе неотъемлемых от искусства ковра, но от живописи" - "... простое деление ковра на цветовые зоны дает ему счастливую жизнь, в то время как "картинность", сотканная из трехмерных призраков, сводит на нет всю его <ковра> непосредственность" - в этих - "авторских" коврах - интересно то, что несмотря на творческий, «авторский» центр, если не брать экспортные, «живописные» ковры-картины, периферия или отдельные элементы дизайна, куски ковра, все равно остаются неавторской, типовой, симметричной - т.о. Музей ковров превращается в Музей антропологии, чего никогда не происходит с мечетью, крайне не антропологичной по своей сути - м.б. поэтому мечеть - да и любой храм - так легко перестраивать, доделывать, приспосабливать под иную концепцию =религию ...

P.S.
"В номадическом искусстве есть нечто бесконечное и монотонное, подобное степи. Оно предпочитает выражаться простыми или чередующимися повторениями аналогичных композиционных мотивов. В то же время оседлое искусство любит создавать относительный и, в известном смысле, архитектурный, порядок. Оно охотно размечает и обрамляет центральное пространство иногда выделяемое медальоном. Преимущественная тема оседлого ковра - сад, цветковые растения которого, в той или иной степени, стилизованы. Вполне естественно, этот сад символизирует <т.е. в отличие от метафоры номадического искусства, оседлое искусство тяготеет к символу> коранический рай описанный как "сад, пересекаемый реками". В некоторых случаях, реки воспроизведены на самом ковре, и тогда он является образом и рая, и сада, с бассейном или ручьем, как это бывает в персидской архитектуре. И еще все персидские ковры по-видимому, произошли от легендарного "ковра весны", устилавшего пол великолепного тронного зала в Ктесифоне, резиденции Сасанидских царей. Сподвижники Пророка мечом поделили его между собой - по праву войны. ... Но самые совершенные ковры ничего в особенности не изображают. На своем собственном уровне они представляют космос."

P.P.S
... рядом с музеем ковров в Парке Лалех - Намаз Ханэ (Namaz Khaneh) - очень странная мечеть - или - буквально - молельный дом - построенная Камраном Диба (Kamran Diba) - Шукуров в "Архитектура современной мечети" (68) пишет - "Архитектурное очертание куба как идеального места для молитвы удваивается, представлены два куба: куб манифестируемый и куб потаенный, причем внутренний куб не есть невидимая основа внешнего, его стены сдвинуты и одним из углов направлены в сторону Мекки. Внутреннее не равно внешнему. Имманентность художественного образа не может походить на ее проявленность, между проявленным и внутриположенным пролегает воздушный коридор. Основным аспектом обоих кубов является их открытость небу и, соответственно, миру".




ковры, архитектура, Иран, живопись, 2013_2

Previous post Next post
Up