(no subject)

Sep 10, 2012 08:32

...Риветт написал, что герои Росселлини невозможны вне пространства христианской морали, но - поздний Роселлини все четче уточняет эту позицию - христианская мораль - в первую очередь римская мораль - т.е. тут нужно вывернуть наизнанку Мандельштама - "место человека во вселенной" определяет именно - Рим

... как идеолог/ политик Росселлини непрямолинеен, но целеустремлен - возможно, по-маккиавелиевски - его Людовик начинается со смерти кардинала Мазарини - человека Рима - благославляющего править молодого Людовика - этот Мазарини здесь - альтер-эго самого Роселлини (но его лучший альтер-эго, конечно, генерал Делла Ровере) - но по настоящему этот римоцентризм разворачивается в Деяниях Апостолов, где главным действующим лицом уже со второй серии становится апостол Павел, устремленный к Риму - именно он "сделал" иудеев христианами и "открыл" западную цивилизацию, и в Мессии, где альтер-эго режиссера - Понтий Пилат - истинный гражданин Рима - право - римское право, то самое, что позже сформирует римский же католицизм - превыше всего - у Росселлини Пилат такой же "сын римского права/ римской империи", как Мессия - "сын человеческий" - и именно Пилат здесь отсекает Ветхий Завет от Нового - иудаизм от христианства, учение книжников и фарисеев от учения апостолов, Старый патриархальный Мир от Нового Мира, еще до конца не созданного

... как обычно - потрясающие массовки - Росселлини использует всю глубину пространства архитектуры - заполняет ее персонажами - красные плащи римских воинов отчетливо видны даже за колоннами и лестницами - в глубине - плюс - потрясающий же выбор натуры - здесь собран "весь неореализм" - ловля рыбы и раздача хлебов и т.д.

... но главное - первые проповеди первых апостолов - также как и Деяния Апостолов - Росселлини поехал снимать в Сахару - в Тунис - бывшую римскую провинцию Африка - одно из краеугольных мест для Рима - именно здесь сохранились одни из самых выдающихся римских построек - но, Росселлини уходит от римских развалин в обычные бедные бедуинские поселения с их однообразными белыми кирпичиками домов, либо - в постройки берберов сохранившиеся почти что с начала эры - как-будто заново возвращается во времена "до начала религии" - в ее текущем понимании - в начало и центр мира - исходящий - из Рима - и - в Рим - в итоге - приводящий

... парадоксально, но свой Иерусалим Росселлини снимает в Кайруане - представляя городом-храмом большую пятничную мечеть - одно из святейших мусульманских мест - как-будто наводя мост между двумя религиями

тунисские кадры Мессии



:

Риветт, Мандельштам, ускользающие культуры, кино, неореализм, Палестина, Росселлини

Previous post Next post
Up