All the Vermeers in New York - Jon Jost (1990)

Oct 23, 2010 00:47

... фильм следовало бы назвать Смерть в музее, или - Смерть в Нью-Йорке - это убило бы сюжетную интригу, но - соскальзывание в "уходящее время" было бы полным

... именно так когда-то сделал Висконти в своей Смерти в Венеции (1971), на практике реализуя те формы времени, которые в своей ранней работе (1964 г.) Делез обнаружил у Пруста

... я не знаю, имел ли в виду Джост фильм Висконти, когда снимал свой фильм - те сходства, которые я обнаружил, в первую очередь вызваны общим эмоциональным ощущением от обоих фильмов, переживанием "уходящего времени", и - возможно - высосаны из пальца - общность фабулы - любовь ведущая к - смерти, предполагается что - в том числе - от любви (на эту тему в своих Венецианских строфах хорошо съиронизировал Бродский - "... лихорадочный жар в крови/ певцов сгоравших от туберкулеза/ писавших, что от любви"), музыка как существеннейший элемент нарратива - все-таки их киноэстетики очень различны - "аристократическая" в случае Висконти (по крайней мере позднего) - он даже секс (в Невинном) снял как эпос, и ближе всех подобрался к Прусту - чего мне действительно жаль, что его проект экранизации Поисков развалился) - и - мне сложно подобрать определение для киноэстетики Джоста - но в любом случае не ориентированная на эпос, на - миф - если что-то и имеют общего, то - в случае Всех картин Вермеера - "камерность"

... но, эти фильмы все же хорошо поставить рядом - провести ряд параллелей - так, скажем, если герой Висконти, проваливаясь в не-жизнеспособную любовь,которая не может осуществиться, подкрашивает черным свои волосы, чтобы скрыть седину,то - герой Джоста - чтобы скрыть седину (Джост очень точно выделяет для нас седую прядь волос на голове героя), вернее - вместо этого - демонстрирует девушке свою квартиру на Ист-Сайд - аристократия выродилась в - технократию, выродились - отношения, и сам Нью-Йорк - это как будто выродившаяся Венеция - новый центр мира

... при этом, при всем различии культур, социальных сред, городов и т.п. - та "неосуществимость" чувств обоих героев ведущая к их не-жизнеспособности, смерти - в обоих случаях является - общей - и - хочется сделать вывод, что - общечеловеческой - как однажды написал Аполлинер, которому подобные "неосуществимые" чувства были знакомы как никому - "в 20 лет ты страдал от любви, в 30 тоже страдал"

... что еще сохраняется вне зависимости от всего, не подлежит вырождению - кроме способности испытывать не-жизнеспособные, неосуществимые чувства и - умирать от них - ускользая в "уходящее время" - это Вермеер - не только живопись, но нечто, что не поддается - воспроизведению, тиражированию - искусство - т.е. - возвращаясь к анализу Делезом Пруста - "обретенное время", посредством искусства только и устанавливаемое

P.S. два очень интересных текста о фильме, правда на украинском
http://singing-foot.livejournal.com/240042.html
http://singing-foot.livejournal.com/241312.html

Вермеер, Пруст, Делез, Висконти, кино, Аполлинер, Джост, Бродский, Нью-Йорк

Previous post Next post
Up