(no subject)

Oct 16, 2010 00:41

Алексей Тютькин (alex_kin) в своем тексте о Вирасетхакуле пишет, что Вирасетхакул снимает "не образ-движение, не образ-время, а - образ-магию". И, видимо, это так - потому что именно магия, это то, что действует не на всех. Я специально пошел смотреть Дядюшку Бунми в кинотеатр, чтобы, наконец, утвердиться в том, что на меня эта магия - не действует. Признавая новаторство всех тех технических приемов, что внедрил в своих фильмах Вирасетхакул, я не могу признать что он снимает именно - кино. Т.е. в моем случае не возникает той кинематографической мутации, не происходит биохимической реакции, которая единственая отвечает за переживание состояния как - фильмического. При этом, я не могу списать это на неподходящее время для просмотра, отсутствие внимательности, концентрации, "воли" - по разным причинам я смотрел Вирасетхакула внимательно как никого. Дело тут в самом характере его кинематографа, степень внимательности к которому и степень дистанционирования от которого, мне кажется, позволяет - по крайней мере для меня самого - определиться с теми его качествами, которые, собственно, не позволяют воспринимать кинематограф Вирасетхакула как - "кино".

В первую очередь это - свет и цвет. Вообще, надо очень постараться, снимая в солнечном Таиланде, чтобы добиться такого ак у Вирасетхакула эффекта плоского пространства, искоренить - светотень, снять зеленый настолько пожухло, чтобы он соответствовал тому стволу молочая, который единственный у меня в квартире выжил. Т.е. также как можно влюбиться в Вермеера за - только - его - синий, или - белый, так можно пренебречь Вирасетхакулом за его - зеленый, на котором он строит свой пейзаж. Для моего глаза - это очень унылый зеленый - который не становится ничуть ярче на большом экране. Любопытно, что как только Вирасетхакул выбирается из комнат которые "зеленеют" из-за соответствующего подбора освещения, с "зеленой" природы и перебирается, скажем, в пещеру в Дядюшке Бунми, "лишенность" пространства глубину, его плоскость, отсутствие преспективы - исчезают. Начинается полнценное кино. Плюс на большом экране - либо в Дядюшке Бунми - эффект "движущегося", "рябящего" воздуха доведен до такой степени, что мне физиологически неприятно на это смотреть. Зрачок устает, глаза режет от усталости. Хотя, возможно, проблема в качестве разрешения той копии, которая демонстрировалась.

Второй аспект - мне кажется, что Вирастетхакул вообще не создает образов, что понятие "троп" ему неизвестно. И в этом плане определение Алексея Тютькина Вирасетхакула как "акына шестого разряда" кажется более чем уместным. Хотя, вероятно, он и не имел в виду подобный оттенок слова "акын". То, что снимает Вирасетхакул, это какая-то действительно "остановившаяся жизнь" - still life - натюрморт - жизнь-такая-как-она-есть - объективная - жизнь-лишенная-человеческого-взгляда, вне-человеческая, инфернальная-в-себе. Подобный способ восприятия "жизни" в Дядюшке Бунми доведен до своего предела. Таким образом, Вирасетхакул действительно не производит ни образы-движение, ни образы-время, его кинематограф - до-образен.

Ну и, наверное, последнее - также как Вирасетхакул представляет "плоские" пространства с отсутствующей преспективой, глубиной - он лишает - преспективы, глубины - на этот раз исторической - ту историю которую он рассказывает - нарратив. Так две разнесенные с точки зрения нарратива во времени истории из Синдромы и столетия с точки зрения самого фильма существуют в одном и том же пространстве/ времени. Таким бразом, то что Вирасетхакул репрезентует находится не только до-образа, но и до-истории, до-культуры, до-времени, т.е. и до-жизни, вне любой связанной с ней динамики, становления. Вообще, наверно для характеристики кинематографа Вирсетхакула очень хорошо подходит изобретенная в Южной Азии как минимум пару тысячелетий назад тетралемма - это не "то", и не "не то", и не "то" и не "не то" вместе, и не обратное, которая конечно имеет определенную теоретическую ценность - но не имеет ценности - пактической.

Безусловно, то пространство, которое обжил Вирасетхакул - пространство уникальное, и все те вещи, о которых я написал, из недостатков легко превращются в - достоинства - стоит лишь перестроить - глаза, зрение, или - по мановению - всего лишь - волшебной палочки. Но этот взмах палочкой должен быть сделан.

Годар, кино, Вирасетхакул, живопись, Таннер

Previous post Next post
Up