(no subject)

Oct 06, 2010 14:35

... во время просмотра Карманника Брессона приходит в голову, что из анализа наследия Достоевского выпало то, что Родион Романыч Раскольников был бы очень комичным персонажем, не будь он настолько инфернален - и именно как инфернальное произведение снимал свои Тихие страницы Сокуров - с одной стороны эта инфернальность укоренена в петербургжскости - город построен иностранцами, эмигрантами, экспатами - и - в акустике любого построенного ими собора - Смольного, Исаакиевского или Петропавловского и т.п. - звучит - ностальгическая нотка - с другой стороны - как точно заметил Мандельштам - возможно с аллюзией на того же Достоевского - «в Петербурге жить словно спать в гробу» - город не менее, чем Париж, является - элизиумом, полями смерти - в том числе - в буквальном смысле - в этом аспекте опыт переноса Брессоном истории Достоевского в современную ему Францию мотивировал еще на одну вещь - я попытался представить подобный перенос в - сначала - СССР, потом в - Россию:

... с СССР все оказалось достаточно просто - идеальный Родион Романыч это - Деточкин-Смоктуновский - он тоже для себя решил, что право имеет и его реализовал, а справедливый Ефремов-Порфирий Порфирыч его расколол - и как раз без достоевской инфернальности здесь весь комизм Родиона Романыча выявился

… в России 90-х главный ответ Достоевскому - Данила Багров - человек с чистыми голубыми глазами и глубоким взглядом - он абсолютно материален - без всякой отсылки к комизму и инфернальности - для него вопроса «тварья я дрожащая или право имею» не существует - в силу того, что для него вообще не существует вопросов - чистая абстракция - черный квадрат -

… сейчас я ничего подобного не знаю, но наверное можно было бы сконструировать схожий персонаж - какой-нибудь сидящий в своей квартире хакер, размышляющий смеет ли он взломать сайт какого-нибудь банка с налоговыми скажем деньгами, чтобы направить эти деньги на какое-нибудь доброе дело и не дать им быть распизженными ...

... но главная причина, по которой "Преступление и наказание" не может быть сейчас реализовано, в том - что невозможен - Порфирий Порфирыч - у Достоевского - вездесущий и всемогущий, всепроницающий и всепокрывающий - как - бог, как - внутренний голос, как - совесть -

… самое лучшее, что можно в этом плане представить, это какие-нибудь Менты или что-то подобное - идея справедливости (=Наказания) очень быстро трансформировалась в идею Законности - которую в целом вообще никто даже не думает соблюдать целиком, а только в тех рамках в каких - Приказано - т.е. Приказ подмял Закон -

… что же до самого Брессона - то он выглядит как-то уж очень - геометрично - как геометричны движения рук карманников в его фильме - хотя попыткой построения этики как геометрии уже никого не удивишь - я конечно же о Спинозе - а также о Гранрийе, который говорит что хотел бы снять полностью спинозианский фильм (см. его интервью в Cineticle, №2) с другой стороны, Брессон это такой Вергилий - идеальный гайд по мирам ада ...

Брессон, Мандельштам, Достоевский, Питер, кино

Previous post Next post
Up