Образ священника в советском кино. Часть третья

May 20, 2014 01:25

Афанасий Холмогорский, или православный священник в советском кино, как образ положительный


Советское государство строилось безрелигиозным изначально. Ну, а пока оно таковым не стало, с "отправителями культа" и верующими необходимо было как-то бороться . Одним из путей обличения и перевоспитания  несознательных советских граждан становятся театр и кино.

Но иногда, каким-то чудом, и "мракобесы" становились в нашем кино героями положительными. Одно из таких исключений - фильм "Россия молодая":

image Click to view



Много ли художественных фильмов в советской и новой, Российской истории, повествующих о культуре, искусстве, выдающихся деятелях Беломорья? Наверное, не так много, как того заслуживает Русский Север. Но, все-таки, они есть и, значит, есть о чем поговорить.  Одна из таких картин - сериал 1981 года, режиссера Ильи Гурина «Россия молодая». Этот фильм близок зрителю Поморского Севера не только сакральностью для России отраженной в нем эпохи, но и очень верно показанным национальным характером.

Заметна тщательная работа творческого коллектива и консультантов. С величайшей точностью воссозданы в фильме традиционные одежда, интерьеры и архитектурные пейзажи соответствующего времени. Да и снимали «Россию…», правда, частично, - в самом Архангельске, в Малых Карелах.

Великолепно созданы образы исторических персонажей: Петра Первого, Александра Меньшикова, капитан-командора Сельвестра Петровича Иевлева, воеводы Прозоровского, поморов - Ивана Рябова, поручика Афанасия Крыкова.
Петра Великого сыграл Дмитрий Золотухин. Государь стремителен, порывист, скор на расправу, но он уверен, что дело его - благо для России. Петр  имеет грандиозный план  создания из своей страны морской европейской державы. Для его реализации нужна железная воля, дисциплина, вера в свою правоту. Некогда Царю разбираться во всех мелочах, вникать в подробности, поэтому кажется, что не всегда он справедлив. Европейские государства не желают видеть в России полноценную, равноправную державу. Но, не считаясь с этим, страна строит военные и торговые корабли, находит на Поморском Севере матросов, мастеров, солдат, честных и доблестных офицеров.
Особое место в фильме занимает образ Архиепископа Афанасия Холмогорского. Мудрый, человечный, деятельный Владыка, являет в картине образец патриотизма: он участвует в строительстве Новодвинской крепости, приказывает снимать колокола в храмах и обителях Епархии для литья пушек, отдает в ополчение своих людей… В «России молодой» Архиепископ борется с заговором местного воеводы Прозоровского, желавшего, якобы, вынести шведу ключи от города Архангельского. И тут авторы  отступили от исторической правды: источники свидетельствуют о честном исполнении воеводой своего долга, и о достойной организации им военных приготовлений.

Еще одно искажение фактов, допущенное создателями сериала связанно с капитаном Крыковым. Захваченный с солдатами на Мудьюге офицер, пожертвовавший своей жизнью ради Отечества, верящий до последнего в свой народ и соратников, в действительности не был лидером местного народного бунта.  Конечно, это дань эпохе, советскому времени, когда создавался фильм.
Вместе с капитаном Крыковым на Мудьюге был захвачен кормщик, Иван Седунов, по кличке Ряб (Рябов). В фильме специально подосланный к Шведам, ради заведения их судов на мель, в исторической реальности он, попав в плен случайно, совершил этот подвиг лишь из одного патриотического чувства.

Шведская эскадра была разбита, Архангельск отстояли. Но это только начало. Необходимо было идти вперед. Девятая, заключительная серия фильма рассказывает о  великом переходе по болотам, тропам, лесным дорогам из Белого моря в Балтийское. На руках солдаты, поморы, крестьяне несут два фрегата. Впереди другие великие победы.
"Россия молодая" - замечательный фильм, напоминающий нам о нашей славной истории и оживляющий в сердцах любовь к Отечеству. И не стоит  рассматривать его под микроскопом, выискивая ошибки в покрое  солдатских мундиров и высчитывая  количество пуговиц на них. Таких ляпов в картине достаточно (взять хотя бы перевернутый триколор в конце фильма). Важно ни это. Ценнее то общее ощущение, которое остается после фильма. Этим как раз и впечатляет «Россия молодая». Внимательному же зрителю фильм дает немало поводов обратиться к первоисточникам и провести собственное историческое расследование.

Д.Х. 2007 год.

Афанасий Холмогорский, священник в советском кино

Previous post Next post
Up