Есть такая газета -
"Газета по-киевски". Выходит с 23 января 2003 года. И вот все с ней было хорошо вплоть до этого года. В связи с какими-то то ли политическими, то ли внутренними проблемами газету решили закрыть. Но это все меня бы не касалось, если бы я с ними не судился.
Началось все с того, что знакомый увидел в газете фотографию, очень похожую на мою. Естественно, последовал звонок, после которого я пошел и купил в ближайшем газетном киоске "Газету по-киевски" №233 от 8 декабря 2010 года. На 17-й странице увидел это:
![](http://baidachnyi.com/stock/gazeta/screen_small.jpg)
Для сравнения:
мой пост в LiveJournal от 29 октября 2009. Я уже молчу о нескольких фотосайтах с этой фотографией:
photosight.ru,
photodom.com,
deviantart.com и т.д. Естественно, везде есть мои контакты.
Кроме того факта, что мое фотографические произведение (выражаясь юридическими терминами) было опубликовано без моего согласия, что само по себе уже нарушение закона об авторском праве, меня возмутила подпись внизу фотографии: «Снимок из журнала alex-dubas».
Кстати, для меня это довольно показательный случай того, как редакторы в Украине плюют на авторские права. Юзер
wwwhobo (автор колонки) - ни кто иной, как Леонид Швец, достаточно авторитетный и уважаемый журналист. Очевидно, расчет был на то, что автор фотографии как минимум не киевлянин и уж тем более не станет тратить свое время и деньги на судебные разбирательства.
Буквально через 3-4 дня я направил в редакцию претензионное письмо:
![](http://baidachnyi.com/stock/gazeta/claim_small.jpg)
Претензия была отправлена заказным письмом с уведомлением о доставке. Чек с почты позднее прикрепляется к делу.
Некоторое время спустя, мне позвонил человек, представился юристом Газеты и спросил чем меня так обидела публикация. Деталей разговора не помню, но мне предложили 100 у.е. за урегулирование вопроса. После получения отказа со мной никто не связывался ни письменно, ни по телефону.
Далее начались поиски адвоката и сбор материала для составления иска. На этом этапе сильно помогли материалы с сайта
«ХЭ», раздел «Закон» и советы
Оли Драч, которая тоже побывала в
подобной ситуации.
Первая попытка иска оказалась неудачной: не был уплачен какой-то сбор. Из-за того, что из суда мне так и не пришло уведомление об этом, я потерял около двух месяцев.
В итоге, после открытия дела на первое заседание представитель не явился. На втором - пришел юрист газеты, который предложил мировую.
13 июля я с адвокатом пришел в редакцию Газеты на разговор с главным редактором:
-
Здравствуйте
-
Добрый день
-
Меня зовут Алексей. Я извиняюсь, немножко задержался. В принципе, ситуация у нас простая, как бы мы ни вели переговоры, о чем бы мы ни говорили - предприятие закрывается, сотрудники уволены. Я здесь работаю два месяца, поэтому мне сложно отвечать за эту историю, но кто какие бы претензии не выставлял, боюсь, что в ходе последующих судебных разбирательств их некому будет предъявлять. Мое предложение очень короткое: мы можем выплатить некий повышенный гонорар в размере, скажем, 500 грн и на этом закрыть дело. Если вы не согласны, мы продолжаем судиться, но вы понимаете к чему это все приведет: мы будем судиться еще не один год, к тому времени уже не то что «Газеты по-киевски» не будет, не будет и того предприятия, которое ее издавало. То есть кому вы будете предъявлять претензии через год, когда это дело будет рассматривать следующая инстанция, я не знаю. Явно уже не со мной будете встречаться.
-
Мысль ясна. Вы тоже должны понять, что я просто не могу согласиться на такой гонорар. Мое предложение - минимально возможная компенсация по решению суда - 10 минимальных зарплат. Это около 10 тысяч гривен.
-
Ни одна фотография не стоит 10 тыс. грн. Если бы вы сфотографировали спасшегося ребенка в момент тонущего теплохода "Булгария", возможно это бы стоило даже 10 тыс. долларов.
-
Это разговор ни о чем
-
Да, ни о чем… Тут надо нанимать эксперта, желательно не из комиссии по морали, а другого культурологического, который вам будет оценивать стоимость
-
Мы не оцениваем стоимость фотографии. Мой иск касается исключительно авторского права, и в нем ясно указаны статьи, которые вы нарушили: неправомерное использование фотографии и не указано авторство
-
Я согласен с вами. Как я сразу сказал, я эту дискуссию даже не хочу начинать, т.к. она не имеет смысла. Еще пару недели, и я не знаю, кто будет правопреемником этой фирмы, с кем вы будете судиться и так далее. Я упомянул, что это открытый доступ, это интернет, интернет у нас законом не урегулирован, таким образом - оно висит, мы скопировали, ссылку на блог дали, дальше пусть решает суд: нарушены авторские права или нет.
В разговор вступает юрист газеты:
-
Вы должны учитывать, что ТОВ «Издательство Пресс-центр» может быть правопреемником, а может и не быть. То есть если, предположим, оно им не будет, то тогда к моменту принятия решения нельзя будет ничей счет арестовать, для того, чтобы получить деньги. Если, скажем, будет какая-то реорганизация, то тогда правопреемник будет, он будет должником по долгам ТОВ «Издательство Пресс-центр»
-
Ведь не может же предприятие просто исприться в воздухе…
-
К тому моменту, как закончится рассмотрение дела в суде, может закончиться также и процедура взыскания долгов. То есть какая выходит ситуация: если на данный момент, то вы можете быть кредитором (сейчас еще есть с кого взыскать), а пока будет дело в суде, пока будете морочаться с исполнительной службой… За это время ТОВ «Издательство Пресс-центр» может прекратить существование полностью, то есть не передав свое хозяйство кому-либо
Главред:
-
С юридической точки зрения все правильно, я не юрист, я просто говорю, что да, может быть будет правопреемник, если вы готовы еще год этим заниматься - занимайтесь. Мое заявление как главного редактора: честно вам скажу, я бы эту фотографию не оценил и в 100 грн, а я предлагаю 500.
-
Вы тоже должны понимать, что ваше предложение равносильно моему отказу от претензий: для меня в данной ситуации что 500 грн, что 1000 грн не играют роли
-
Я понял, у вас принцип, хорошо. Если у вас принцип, то и у нас принцип. На этом прошу меня извинить, я пойду. Значит продолжаем далее заниматься этим вопросом со следующими последующими разбирательствами и так далее. Будет долго, зато юристы будут все при деле. Кстати, ваша оплата вырастет, а будет ли итог - не известно. Без обид, такая ситуация
-
Я вас понял. Всего хорошего.
-
И вам.
Следует отметить, что разговор велся очень спокойно и по-деловому, никто ни на кого не наезжал и не психовал.
Следующее заседание суда прошло 20 июля 2011. Ответчик не явился (удивительно!). Ждем 8-е августа )