Отдавая дань памяти Великой отечественной войне, нельзя не вспомнить автомобили, внесшие свой вклад в Победу. Автомобилей той эпохи осталось не так уж и много. Немалая их часть заслуженно заняла свои места на пьедесталах памятников по всему бывшему СССР, а некоторые отреставрированы энтузиастами, и на ходу до сих пор.
На большинстве памятников автомобилям ВОВ установлен именно «трехтонка» ЗИС-5, и его очень часто путают с «полуторкой» ГАЗ-ММ. Внешне они довольно-таки похожи, хоть ЗИС и несколько больше. История у этого автомобиля тоже весьма примечательная.
Корни у него американские, а если точнее, дедушкой автомобиля стал американский грузовик Autocar-5S, в свою очередь скомпанованный из агрегатов множества американских производителей.
Если дедушкой ЗИС-5 можно считать грузовик «Автокар 5 Эс», а папой - АМО-3, то мамой «трехтонки» стал коллектив инженеров предприятия ЗИС (в 1931 году АМО был переименован в Завод Имени Сталина). Фактически из доступных агрегатов ими был сконструирован намного более современный автомобиль. Так, в отличие от прототипа Autocar-5S, ЗИС-5 был более простым и ремонтопригодным, и в то же время более проходимым и грузоподъемным.
«Трехтонкой» (другое популярное название в войсках - «Захар») был назван ЗИС-5В; Буква «В» в аббревиатуре также означает «Военный». От довоенного аналога автомобиль отличался предельно облегченной (более чем на 120 кг) по сравнению с довоенной версией кабиной, деревянной, с дерматиновой крышей, а также гнутыми из листового проката угловатыми крыльями, отсутствием тормозов на передних колесах, и наличием лишь одной фары - левой. В общем, автомобиль подвергся военной модернизации .
«Трехтонка» выпускалась сразу на нескольких предприятиях; кроме Москвы, этот грузовик выпускался также в Ульяновске и Миассе; предприятия назывались УльЗИС и УралЗИС соответственно. На последних двух за годы войны выпустили чуть больше и чуть меньше десяти тысяч машин соответственно, а московский завод за годы войны дал фронту почти 70 тысяч «трехтонок». В отличие от полуторки ГАЗ-ММ, производство которого после войны было свернуто(в 1947 году - на ГАЗе, откуда было перенесено в Ульяновск, а там закрыто в 1950 году), ЗИС-5 производился до 1958 года, а отдельные экземпляры эксплуатировались вплоть до 70-х годов прошлого века.
Оригинал взят у
sen_semilia в
ЗИС-5 - легендарная «Трёхтонка» , внёсшая свой вклад в Победу