Мексика. Мехико. Духовность.

Jan 14, 2014 12:00





Cедовласый приор доминиканцев начал поверять мне свои огорчения и жаловаться на трудности миссионерской работы в здешних местах. Например, пятеричники, обитатели горячей Антилены, мерзнущие уже при шестистах градусах Цельсия, и слышать не хотят о рае, зато описания ада их живо интересуют, ввиду существования там благоприятных условий - кипящей смолы и пламени. Кроме того, неизвестно, кто из них может принимать духовный сан, так как у них различается пять полов; это нелегкая проблема для теологов.
Я выразил сочувствие; отец Лацимон пожал плечами:
- Это еще ничего! Бжуты, например, считают воскресение из мертвых такой же будничной вещью, как одевание, и никак не хотят смотреть на него как на чудо. У дартридов с Эгилии нет ни рук, ни ног, и креститься они могли бы только хвостом, но разрешить это не в моей компетенции, я жду ответа из апостолической столицы, но что же делать, если Ватикан молчит уже второй год?..

Станислав Лем. Звездные дневники Ийона Тихого.

Когда я был маленький, моего папу отправили служить в Монголию, помогать братской республике строить социализм. Съехались тогда в Монголию специалисты из Советского Союза и других стран СЭВ, осчастливливать монгольский народ, создавать им цивилизацию. Понастроили домов (на то время) красивых, панельных многоэтажных, заселили в них местных жителей. А местные жители ставили на своем восьмом этаже юрту с печкой, прямо посреди квартиры, выводили трубу от этой печки в окно - и так и жили. Насильно загнанные в наше понимание счастья, они пытались его как-то подстроить под свое, где надо - ушить, а где надо - вставить клин.

Христофор Колумб, открыв для Испании новые земли, тоже хотел осчастливить местные народы. Кто еще не слышал - рассказываю, как позиционировал себя Колумб в этих своих путешествиях. Согласно христианской мифологии, когда-то давным давно святой Христофор перенес через реку ребенка, который впоследствии оказался самим Иисусом Христом. Колумб, который отправился искать обходной путь в Индию, тоже, между прочим, Христофор, считал, что его миссия заключалась в том, чтобы подобно тому самому святому перенести веру Христову через океан. К слову будет сказано, параллельно он еще искал пути отступления испанской короны на случай конца света. Я не шучу, они реально его ждали, как и сейчас некоторые. Возвращаясь к вере: перенести то он ее перенес, но с верой этой в новом свете случилось примерно то же самое, что и с советскими панельными домами в Монголии.

1. Жили мы недалеко от центра, в исторической части города, что оказалось ошибкой. Первую ночь я не спал, потому что сильно шумел проходящий за окном транспорт. На следующий день движение транспорта перекрыли. Я сильно обрадовался, наивный, решил, что жизнь налаживается. Как же. Следующая ночь прошла в режиме: "Я был неправ, умоляю, верните транспорт!": сначала шли оркестры, народ выкрикивал какие-то речевки, потом кричали, потом взрывали петарды, потом проголодались. И тогда начали кричать торговцы едой (они разместились как раз у нас под балконом). Потом все наелись, и опять заиграли оркестры, забили барабаны и начали взрывать петарды. Утром перед нами развернулась такая картина







Сначала я подумал, что это народ так решил отметить день всех святых (просто прошлым вечером мы еще видели в центре заезд упырей и вурдалаков на велосипедах)







Это я с балкона снимаю



Естественно, первое, что я делаю утром - это лезу в интернет, сочиняю запрос Гуглю, что-то в духе "Мехико праздник зеленый святой с шишкой", уж не помню, и вот тут-то и Карлсон оказывается, что поселились мы как раз в пятидесяти метрах от церкви Святого Ипполито, в которой именно в это день отмечают праздник чудотворной статуи святого Иуды. Не того, что целовался с Христом, а другого, одного из апостолов - Иуды Фаддея. Святой Иуда по местный верованиям помогает в самых тяжелейших и безысходных случаях, когда все остальные святые уже опустили или умывают руки. Поэтому, начиная с ночи, весь местный лоукост класс (а в нем тут недостатка нет) снимает с домашнего алтаря статую этого святого, и прет на своем горбу в церковь, где в этот день проводится около семнадцати месс подряд, чтобы все желающие могли в них поучаствовать. Причем, я видел статуи Иуды от десяти сантиметров и до полутора метров (такие везли на специальных тачках). Говорят, в этот день статуя святого Иуды обеспечивает людям бесплатный проезд в метро.

Выходим на улицу





В одном из прошлых постов я писал про индейцев в перьях, приехавших сплясать свой доколумбовый танец (ну разве что сердца друг другу не повырывали в религиозном христианском порыве), чтобы таким образом почтить местного святого. Речь шла именно о святом Иуде. В церковь в этот день, естественно, не пробраться (либо прийдется стоять в очереди пару часов). Зато возле нее разбита замечательная ярмарка, где можно и пожрать в ожидании доступа к статуе, и обзавестись заверенными у нотариуса копиями клонами с нее.







Посмотрите на первый ряд, есть даже детские святые Иуды



Вожделенный iPad mini



Вот на фото снизу, человек принес своего Иуду в котомочке, и теперь отдыхает, в ожидании очереди



Вообще, я заметил, что для многих (всех?) религий ритуал на самом деле намного важнее понимания того, что ты делаешь. Помню, в Японии, в синтоистский храм забегает толпа девиц-школьниц, как только что из манга, выносит в храмовом ларьке все амулеты (там продаются амулеты начиная от "автогражданки" и заканчивая "удачей на экзамене"), хлопают в ладоши, бросают божку монетку, и, смеясь и щебеча, упархивают дальше по своим делам.

У каждого, как говорится, свои боги



Иуда - это тот, что в центре

Когда нас в школе принимали в Комсомол, до этого нам выдали устав Комсомольской органицации, подчеркнули нужные места и приказали выучить их наизусть. После чего перед поступлением учинили допрос на тему того, понимаем ли мы ценности той организации, в которую вступаем. Мне кажется, Церковь, все-таки, много теряет, что крестит всех подряд конвейером, да еще и в том возрасте, когда хомо и не сапиенс в полном смысле этого слова, но зато уже христианин. А так бы хоть поинтересовались у кандидата в христиане, понимает ли он те постулаты, что провозглашает контора. Про символ веры спросили б, прежде чем в купель совать. Вытянул билет с догматом о Троице, не ответил - свободен. А то в итоге набрали себе не паству - тушек. Это - не праздный вопрос, мы к нему еще вернемся в деревне Сан Хуан Чамула. Ну а пока





Помню, у Блаватской (я, кстати, живу на ее родине) в какой-то ее книге, где она еще не улетала в логосы и прочую теософскую заумь, а описывала свои путешествия по Индостану, был сужет, где один индус выполнял все положенные ритуалы над своим домашним божком. Он его мыл, поливал молоком, медом, лотосовой водой, осыпал лепестками, ну разве что массаж не делал. В общем, гигиена бога - это очень сложный процесс.



Святой обязательно должен быть в бусиках. Бусики красят.

В этот день каждый может почувствовать себя святым Христофором









В мири духа тожы любы булочкы. Гнум.





Закончим тему святого Иуды на вот этом экземпляре, красивеньком, с тенями



Но не закончим про духовность.



Нет, все-таки, всё это единобожие, а еще и с богом невидимым и бесформенным - нормальному человеку разумному такое не подходит. Нам нужен образ и форма, с которой можно налаживать контакт: обряжать ее в одежды и бусики, тащить в храм для ритуалов и меряться размерами святого с соседом. Хотя, последнее, скорее всего, грешно.

Все это поначалу производит впечатление шока, но если подумать о наших крашеных яйцах, с которыми надо ночью бежать в церковь, да показать мексиканским жителям нашу обстановочку у реки на 19 января - я думаю, их культурный шок будет не меньшим.

***

2. Если кто-то решил, что на следующий день после описанных событий религиозный народ разбрелся кто спать кто на работу - значит вы ничего не поняли по сути мексиканского религиозного вопроса. Ибо на носу у нас что? Правильно, день всех святых. Но день святых в Мексике - это не просто банальный американский Хеллоуин, когда надо одеться ледигагой и пойти не дискотеку пугать друзей. День всех святых - это предтеча другого местного праздника - дня Мертвых.

Когда сюда только приехали испанцы обращать местное население из дичи в добрых христиан, у индейцев уже был специальный праздник (и даже не один), в который они почитали мертвых. Христиане же не всегда работали тупо костром, иногда они проявляли и некоторую гибкость. Почитаете мертвых? Никаких проблем, будем и дальше поминать, но только делать это в католический день поминовения усопших, который приходится на 2 Ноября (сразу за днем всех святых). Мы же теперь - христиане. В этот день положено молиться за души, находящиеся в чистилище, для того чтобы они скорее могли попасть в рай. А сама молитва, офренда - своего рода акт подаяния умершим людям.

Индецы все поняли, но поступили немного в традиции ранее описанного монгола с юртой: превратили эти дни (1 и 2 Ноября) в дни Мертвых. По местным традициям считается, что в эти дни души умерших возвращаются назад на землю. Ночью первого числа на землю прилетают умершие дети (прям вспоминается сказка про Питера Пэна, там тоже дети летали), а на следующий день - взрослые. Для того, чтобы мертвые не заблудились в своем пути домой - для них сооружают специальные арки из цветов тагетеса (чернобрыцы). Желтый цвет бархатца символизирует вечную жизнь. А так как дорога (откуда?) на землю - долгая, для мертвых готовят специальные офренды, но уже, в отличие от оригинального католичества, не в виде молитв, а вполне себе материальные подаяния: еду, воду. Уж не будем вспоминать про то, что в католической традиции никакие души никуда не летают, ни на какие Мальдивы, а сидят себе в чистилище до наступления воскресения из мертвых и страшного суда. Но католики посмотрели на это сквозь пальцы: слава богу, что хоть не приносят человеческие жертвы.

Постепенно дни мертвых в Новой Испании разрослись с огромные праздненства, первые два дня Ноября люди шли на кладбища, украшали могилы и проводили там всю ночь, с песнями и плясками. Потом времена изменились, в мир пришел прогресс, на эту местную традицию продвинутые люди стали смотреть как на какое-то варварство. В начале двадцатого века дни мертвых отмечали уже разве что в самых забитых и дремучих деревнях. Но потом времена опять изменились, в мир пришел рынок, а с ним на территорию Мексики из США стал проникать праздник Хеллоуин. Любовью к соседям мексиканцы не отличались никогда, поэтому Хеллоуин был воспринят как культурная агрессия со стороны американцев. Воспылало чувство патриотизма, полезли в чуланы, сдули пыль со старого праздника и превратили его в отлично продаваемый у туристов бренд. Теперь день Мертвых - это снова ярко, снова красочно, даже с некоторым перебором.



В городах развешивают специальные флажки, сильно похожие на непальские и тибетские молитвенные флаги



Во всех мало-мальски уважающих себя учреждениях в эти дни сооружают специальные алтари мертвых. Главная тема такого алтаря - конечно же скелет. Кто-то говорит, что ноги у этого скелета растут еще из ацтекской культуры, другие утверждают, что на местные доиспанские традиции просто так удачно легла популярная в то время в Европе тема макабра, танца мертвых. В девятнадцатом веке местные художники часто использовали образ смерти в качестве политическое сатиры. Скелет - как символ того, что на том свете все будем равны, и собаки, когда будут грызть наши кости, вряд ли будут задумываться, что это был: какой-то оффисный планктон или упитанный вип. Один из них местных художников, Хосе Гваделупе Посада, выпустил целый цикл гравюр "Калаверас", основными героями которого были скелеты во всяких бытовых сценах: скелеты на конях в сомбреро, скелеты во фраках, и одна гламурная скелетиха, в боа и в шикарной шляпе. И вот эта самая скелетиха, калавера Катрина, так полюбилась народу, что в наши дни превратилась в символ дня Мертвых.

Вот она на одной из фресок Диего Риверы, за ручку со своим отцом - основателем, Посадой. Посада стоит справа от Катрины, а слева мы видим самого Риверу, мальчиком. Ну и Фрида, куда ж без нее. Обратите внимание на боа - это редкое животное, пернатый змей.



А вот она, нарядная, на праздник к нам пришла



Алтарь к дню Мертвых, навороченный столичный пример





























Больше всего мне понравилась вот эта очаровательная дружка, с цветочком в прическе





Уличное декорирование



Репертуар кондитерского магазина ко дню Мертвых (вся смерть, представленная на витрине, съедобна). Тут были целые марципановые кладбища



Сахарный череп а этот день - лучший подарок





Черепа из белого шоколада



Арка ко дню Мертвых. В провинции их все еще делают из цветов, а в столице уже халтурят (какой-то искусственный материал)



А вот алтарь ко дню Мертвых сооружают в доме Фриды Кало. Тут все по чесноку, безумный оранжевый - это все настоящие бархатцы



Скелеты на базаре, мелкие, но по три



А вот хозяюшка прикупила на базаре свежего скелета, бройлера. Большого, но по пять



Закончим на группе мескиканских пенсионеров, к празднику дня Мертвых готовы! (Справа - калавера Катрина).



Оригинал взят у iii0iii в Мексика. Мехико. Духовность.

Мексика

Previous post Next post
Up