1996-м году (я тогда был на первом курсе "Полиграфа") - Василий Евгеньевич Валериус, наш уважаемый преподаватель по композиции издания, рассказал о том, как он прекратил сотрудничество с одним на тот момент известным крупным московским издательством, сказав им на прощанье фразу: «Вы не печатаете книги. Вы печатаете деньги.»
Прошло пятнадцать лет, windows 95 сменился семеркой, мак ось стала удобной и доступной, типографии перешли на беспленочные технологии, программы верстки научились не только выгонять пост-скрипты, но еще и паковать издания в программную оболочку айпада, а тем временем ректор МГУП счел необходимым упразднить кафедру рисунка, живописи и композиции (РЖиК) - так, за ненадобностью, типа, мы современный институт, мы шагаем в ногу с техническим прогрессом, и вообще, нафиг все эти рисования? не в тренде все это!
Вот наглядный пример того, о чем говорил Валериус. И это ужасно, ведь в основе любой эволюции лежат традиции, которые можно так или иначе заново проживать, видоизменять, но нельзя ими пренебрегать. В том, чтобы наглядно это показать, и была, на мой взгляд, одна из главных задач прошедшего в Киеве фестиваля молодых издателей “Штурмові загони Ґутенберґа”, в котором я имел честь и радость принять участие.
Разннообразные выставки, лекции, мастер-классы, тренинги, кинопоказы, игры и шоу в течение двух дней объединяли студентов различных издательских специальностей (издатели, печатники, редакторы, дизайнеры, художники и т д ) в едином конструктивно-коммуникативном ритме на пути к созданию действительно хороших изданий.
опав в стеклянный зал (где мне суждено было безвылазно провести все два дня фестиваля) я погрузился в необычайно гармоничную и вдохновляющую атмосферу: плакаты с каллиграфическими и типографическими композициями, выставки арткниг, скетчбуков, фотографий, картин-аппликаций и книжных иллюстраций, и все это наполнено свежими и остроумными идеями, неожиданными решениями, уважением к истокам и святой верой в магическую силу штриха и слова, напечатанного на бумаге. В этом зале я познакомился с истинно увлеченными людьми, фанатами своего дела: Юра, мастер каллиграфии, легко и живо заплетающий буквы в изящные композиции,
(вот такая штука от Юры теперь висит у меня над рабочим столом)
Женя, увлекающийся линогравюрой и трафаретной печатью - именно он автор линогравюрного логотипа фестиваля и вообще большой молодец:
А Федор, мастер и большой фанат высокой печати, дал мне такую визитку, от которой у меня аж муражки по всему телу пробежали. Абсолютный восторг!
А еще Федор напечатал вот такие вот Индульгенции Гутенберга. Высокая печать, каждый оттиск пронумерован. Мне достался экземпляр номер 096!
Такие люди - настоящие родственные души, с которыми я чувствую себя в своей тарелке, благодаря которым преумножается воодушевление что-то создавать. Безумно рад познакомится с ними!
На выставке арткниг можно было увидеть вот такие экземпляры:
Все складывается, раскладывается, листается, работает!
Глаз постоянно цеплялся за всякие интересные штуки:
Инсталляция из печатных машинок! Мы помним [x]
В эту атмосферу органично вписалась моя первая выставка линогравюрных открыток “Город праздников”. Это все те индивидуальные открытки, которые я делал на заказ для реальных людей.
За все два дня фестиваля мне, увы, так и не довелось посмотреть другие залы и все, что в них происходило, поэтому мои впечатления о фестивале ограничиваются только стеклянным залом. Так получилось, потому что мое главное дело, с которым я приехал на фестиваль - поделиться своим опытом в линогравюре - привязало меня к рабочему столу на все два дня. Но я рад, что смог ненадолго отвлечься на интересный мастер-класс Олексея Чекаля по каллиграфии
и немножко застал дискуссию о виртуальных библиотеках.
Все остальное время я был возле своего стола, вокруг которого, к моей огромной радости, непрерывно царила атмосфера живого интереса к линогравюре.
первый день на 14-00 был назначен мой гравюрный мастер класс, и я был приятно удивлен количеству людей. Было очень радостно видеть интерес и воодушевление в глазах парней и девушек, и делиться мыслями с такой внимательной аудиторией. Ребята задавали очень правильные вопросы, на которые было интересно отвечать.
Рассказав вкратце о теории эстампа, я перешел к наглядной демонстрации всего процесса от задумки и первого эскиза до финального оттиска. Для этого был выбран доброволец из зала, Олександр, и для него была изготовлена персональная линогравюрная визитка.
Эскиз и перенос рисунка на линолеум:
С опытом приходит легкость в рисовании сразу зеркально на линолеуме, но я показал способ, как это делать поначалу.
Вырезаем:
Я передал в зал небольшой кусок линолеума и несколько штихелей, чтобы, пока я вырезаю визитку, ребята попробовали что-то вырезать на куске линолеума. Все, что душе угодно, из расчета, что это все потом объединится в единую коллективную композицию:
Я тоже продолжаю резать:
И вот форма готова:
И я показываю способ печати “впритирку”, с помощью ложки:
Вот такая получилась визитка для Олександра, увлекающегося музыкой и спортом:
Сюжет был придуман быстро и импровизированно - бицуха-нотный стан. Такова была моя ассоциация первого уровня:)
Олександру были вручены 5 оттисков-визиток, и форма для их печати.
А потом я предложил всем желающим попробовать самостоятельно напечатать оттиск при помощи ложки с любой из привезенных мною форм. Очень круто, что все воодушевились делать оттиски, я был невероятно рад, что не зря привез больше сорока печатных форм со своими картинками.
У ребят получались отличные оттиски, приятно было наблюдать, как в каждом новом движении появлялось все больше уверенности и смелости, парни и девчонки замечательно орудовали ложкой и радовались разнообразным оттискам, даже если они получались где-то непропечатанными или смазанными. «Так это же наоборот круто!» - говорили они. И это абсолютно верно. Ура!
Было радостно увидеть и тех, кто имеет опыт печати ложкой, «Ничего себе, - говорю, - как ловко-то!» «А нас этому учили!». Клево, что этому учат, и вдвойне клево, что этому с интересом учатся.
В итоге весь процесс печати растянулся до восьми часов вечера, когда институт закрывался и охранник уже нас всех, чумазых, выгонял. К тому моменту уже была доделана и коллективная форма, с которой получилось напечатать такую вот открытку о мастер-классе:
По-моему, очень клево! Огромное спасибо всем, кто принимал участие:)
Тем, кто не успел попечатать, или хотел напечатать что-то еще, я пообещал, что весь следующий день тоже буду на фестивале, и ребята сказали, что обязательно придут. И пришли!
За эти два дня у меня кончился весь запас бумаги, что я привез. Около трехста листов А3 и штук сто А4. Все это ушло на оттиски и позволило девчонкам и парням освоить печать впритирку и получить на память какую-нибудь мою картинку.
Приятно, что ребята радовались как красивым “мимимишным” картинкам, так и нецензурным похабным сюжетам. Это лишний раз подчеркивает мою личную теорию о том, что монументальная и лаконичная эстетика гравюры частенько позволяет создать гармоничный контраст с жесткостью и брутальностью содержания. И в итоге картинка выглядит цельной и самодостаточной :)
Алёне, например, очень понравилась циничная по смыслу свадебная открытка, которую я сам для нее выбрал из тех форм, что у меня были с собой:
А еще я испытывал какие-то особенные, не передаваемые словами чувства от того, как девчонки произносили слово “відбиток”. Настолько обаятельно это звучит, что просто сил нет! «Відбиток, відбиток!» - ликовали они, снимая с формы очередной оттиск. Это просто нечто. Отныне я буду называть оттиски только вiдбитками. А в будущем, вполне вероятно, всю линогравюрную терминологию переведу на украинский язык.
Печатая вiдбитки, ребята задавали все новые и новые вопросы, и я с интересом на них отвечал. Мне кажется, что я смог выполнить главную задачу своего приезда на фестиваль - обратить внимание на линогравюру, показать, насколько все это доступно и интересно, и вдохновить на работу в этой технике. Ушла вся бумага, 30 из сорока с лишним форм были запечатаны. Настроение у всех на высоте! В общем, я необычайно доволен поездкой. Вернувшись домой, я обнаружил в своей электронной почте вот такую картинку от девушки Оли, которая была на мастер-классе и активно печатала відбитки:
Этот рисунок увенчал то хорошее настроение, которое я привез из Киева. Я очень тронут. Спасибо, Оля. И спасибо всем!
юбое издание - книга ли, открытка или объявление, - это изначально некая мысль, которую автор должен донести до аудитории из одного или более человек. И правильный конструктивно-творческий союз автора, редактора, художника, печатника и издателя придает этой мысли ту форму, которая позволяет наладить визуальный и тактильный, эстетический и пластический контакт аудитории с этой мыслью. Пережить ее. Не просто прочитать текст, а как будто поговорить с автором, побывать в некоем мире, меняющемся во времени, пространстве и настроении при перелистывании страницы за страницей. Все, что было представлено на Фестивале Штурмові загони Ґутенберґа, было наполнено мыслью и настроением.
Я от всей души благодарен организаторам, которые на искреннем энтузиазме делают дело, являющееся настоящим праздником любви к книге. Помимо того, что я был счастлив, что мой линогравюрный опыт оказался интересным и полезным для многих, я почерпнул массу вдохновения из того, что успел увидеть на Фестивале, почувствовал смысл в реализации каких-то старых, отложенных на полку идей, и прилив новых. Ира, Женя, Оксана, и все все, кто это организовал, спасибо вам за этот праздник! Отдельное спасибо за йогурты, печеньки и круассаны, они очень выручали в невозможности отлучиться в магазин:)
Некоторые мои знакомые и посетители фестиваля выражали недоумение и непонимание в связи с тем, что мне не платили денег за приезд в Киев с выставкой и мастер-классом, а я, дескать, все равно приехал. Да я просто не мог поступить иначе. В таких событиях неуместны понятия “спонсоры” и “финансирование”, и слава Богу. То, что я увидел на Фестивале, держится не на деньгах, а на вере в Книгу и желании передать новым поколениям лучшие традиции ее создания, чтобы зарядить вдохновением для создания чего-то нового, интересного и красивого.
Ведь несмотря на то, что деньги всегда правили, правят и будут править этим миром, душа должна оставаться душой, а книга - Книгой.
А ректору МГУП я хочу со всей уверенностью заявить:
Благодарю своих друзей, которые приютили меня в Киеве и обеспечили феерический досуг вне фестиваля. Ксюша, Рома, Вова, Настя, Даня и все-все-все, спасибо вам! Запп, наконец-то я с тобой познакомился, ура! И еще мне очень жаль, что со многими так и не довелось увидеться. Но я еще приеду! Люблю Киев, черт побери:)
А еще очень приятно было, что при печати оттисков пользовались успехом гравюрные сказки про Лисенка Фу-Фу. Это очень вдохновляет на продолжение серии - когда сказок наберется десять штук, наконец-то напечатаю в блокнотах nozzy небольшой линогравюрный тираж.
Спасибо всем за внимание и понимание!