Не моя тема, но зашла речь тут в одном треде о бое 8 июня 1943 года на Карельском фронте по мотивам акта зенитчиков на сбитый финский "гладиатор". Пришлось по верхам поресерчить:
Собственно бой произошел при атаке 3 "фоккеров" 3/LeLv 16, сопровождаемых 4 "моранами" 1/LeLv 28 командира отряда капитана Туомо Хюркки, на пассажирский поезд у станции Сумеречьи. Финские самолеты были замечены парой И-16 197 ИАП капитана Василия Амозова и младшего лейтенанта Михаила Незнамова, вылетевшей в тот день на воздушную разведку. Не смотря на очевидное численное преимущество противника, советские летчики прервали выполнение боевого задания и атаковали противника...
Туомо Хюркки
В соответствии с рапортом Хюркки:
"После того как FK отбомбились по поезду, 2 км севернее станции Сумери, появились два И-16, очевидно намереваясь атаковать бомбардировщики. Я перевел самолет в пикирование и вошел в вираж, когда вражеские самолеты в ответ развернулись на меня. Обстрелял оба самолета в лоб, но без видимых результатов. Заложив крутой вираж, я оказался в итоге настолько близко к противнику, что ни он, ни я не могли открыть огонь. Поравнявшись с ним, я резко переложил самолет в обратном направлении и снова оказался в лобовой атаке - вражеские самолеты летели в пеленге на расстоянии 200 метров друг от друга. Я сделал хорошее упреждение и открыл огонь с дистанции примерно в 200 метров, заметив как очередь попала в двигатель самолета, который перешел в пикирование и сразу после этого загорелся. Летчик спасся с парашютом. Я смог дважды обстрелять второй самолет сзади с довольно близкого расстояния, но из-за отказа вооружения был вынужден выйти из боя. В какой-то момент из вражеского самолета показался черный дым, но прекратился до того, как я ушел. Вражеские самолеты использовали ракеты, которые, запущенные из-под крыльев, разорвались в 50-10 метрах от самолета! Мой самолет MS-657".
Видимо в соответствии с докладом Михаила Незнамова (по его наградному листу, но хорошо бы найти более синхронный источник), в начале воздушного боя его ведущий сбил самолет противника, опознанный летчиком как "Глостер Гладиатор", был сбит истребителями и выпрыгнув с парашютом был атакован финнами в воздухе (Василий Петрович Амозов, ветеран Финской, числится по ОБД убитым в воздушном бою). Был сбит и И-16 Незнамова - с пробитым маслобаком, рулем поворота и плоскостями, (посчитав, при этом, что им был сбит один "моран"), летчик сел на вынужденную в лесу на своей территории. Погибнет Михаил Незнамов 12 февраля 1944 года в авиакатастрофе.
В соответствии же с актом на сбитый самолет от зенитчиков 275 зенап:
"...8-го июня 1943 г. в 13 час. 50 мин. в зоне огня первой батареи появились неприятельские самолеты типа - ГЛОСТЕР ГЛАДИАТОР" в количестве 3, под прикрытием 4-х "МОРАН-САЛЬНЬЕ", идущие по курсу 95 на высоте 2000 м.
При появлении цели батарея открыла огонь основным способом с переходом на запрещение пикирования, при этом было израсходовано 23 гранаты, 3 шрапнель.
В результате стрельбы один из самолетов резко пошел на снижение, оторвавшись от группы, беспорядочно сбросив бомбы продолжал дымясь скрываться за лес.
Место падения самолета предположительно - Р-н Сег-Озеро. Розыски упавшего самолета результата не дали.
4-го июля 1943 г. Летчик-истребитель НЕЗНАМОВ, участник последующего воздушного бой, находясь на излечении в госпитале №446 заявил, что наблюдал лично падение самолета типа "ГЛОСТЕР ГЛАДИАТОР" не далеко от берега в озеро Сиг-Озеро".
По итогу финны потеряли только один Fokker CX FK-112 (летчик керсантти Сакари Пейяри, штурман-бомбардир вянрикки Кустаа Котсало) - в соответствии с работой Кескинена и Стенмана Suomen Ilmavoimat 5 в 13:30 (по советскому времени) самолет был сбит зенитным огнем в районе Сумери.
Фото Fokker CV FK-112 марта 1943 г.
Летчики «фоккера» вернулись на свою территорию 12 июня, в биографии Котсало есть описание их возвращения, и, между прочим, отмечается, что причиной вынужденной посадки была «потеря тяги мотора после пикирования» (время 13:15).
Сакари Пейяри и Кустаа Котсало
Таким образом, информации для того, что бы сделать однозначные выводы еще недостаточно. Возможно «фоккер» все-таки был сбит Амозовым залпом РС, дымные разрывы которых часто принимали за зенитный огонь, а потом добит зенитчиками, или те скопом записали на свой счет сбитый, использовав рассказ Незнамова о воздушном бое - здесь хорошо бы иметь акт осмотра сбитой машины или дополнительные свидетельства о повреждениях. Возможно, Незнамов принял близкие разрывы своих РС возле машины Хюркки (что тот специально отметил в своем рапорте) за верный признак сбитого самолета, чем объясняется его ошибка с заявкой на воздушную победу... В общем, в этой истории еще надо разбираться, чтобы расставить все точки над i.