Четвертый по счету альбом группы, вышел спустя два года после пластинки "Бабло побеждает зло". Изменилось ли что-нибудь?
Изменилось. Многое.
Изменение первое - музыканты теперь сами себе хозяева в полном смысле этого слова. Предыдущие пластинки продюсировались и выходили на студии Олега Нестерова "Снегири", "Опиум для народа" - продукция компании Grand Records.
Изменение второе - теперь Ундервуд является четко оформившимся творческим тандемом Ткаченко/Кучеренко, остальные музыканты являются сессионными. На предыдущих пластинких было не так.
Изменение третье - жанр...
Тексты группы стали более ерническими, более жесткими в сравнении с прежними. Хотя и раньше можно было утверждать, что эта группа олицетворяет собой новейшую волну пост-советского (ибо группа украинская) иронического авангарда. Музыкальные решения тоже стали более смелыми и разнообразными. К сожалению, Ундервуд оказался в числе тех коллективов, что не избежали синдрома второго и даже третьего альбомов - увы, но такого резонанса, как первый, они не вызвали. Музыкальные и текстовые решения группы на первом альбоме, благодаря которым они оказались более востребованы в народе, нежели собратья по жанру вроде Запрещенных Барабанщиков, Ботаники или ... И Друга Моего Грузовика (многоточие является частью названия), в дальнейшем почему-то не сработали... На четвертой пластинке Владимир и Максим, судя по всему, решили взять реванш. Насколько же им это удалось? Для ответа на этот вопрос пластинку лучше всего подвергнуть АНАЛИЗУ В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА, то есть РАСКЛАДЫВАНИЮ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.
Итак...
Рок-н-ролльный возраст Христа
Автобиография музыканта, встретившего тридцать третий ("Христов") день рождения, с соответствующим набором размышлений и, в частности, переживаний.
"И раз уж всю земную жизнь не суждено объять,
Душа моя, скажи, что все не даром,
Что можно жить и песни петь
И щеки подставлять опять хорошим людям для удара"...
Теперь задание - попробуйте представить себе эту песню в исполнении группы ... Несчастный Случай. Ничего не чувствуете?
Неслучайно в буклете содержится среди прочих благодарность Алексею Кортневу.
С "приветами" Несчастному Случаю придется сталкиваться на протяжении всей пластинки.
90/60/90
Наследие куртуазного маньеризма (творчества Степанцова, Добрынина и прочих, в том числе Сергея "Ляписа" Михалка) и близкородственных направлений (творчества Мамонова, Лаэртского, мотологов...) - то есть хлесткое смешивание возвышенных и циничных фраз, в результате чего получаются весьма оригинальные тексты. По музыке тоже нечто не вписывающееся в каноны.
"Эй, метелка, па-па-пао-пао,
Покажи свою смешную щелку между зубами.
Такая у Мадонны точно.
Я говорил с докторами, па-па-пао-пао,
Они сказали это диастема,
В общем, дилемма,
Красота не красота, оу
Красота не красота, оу
А-а-а"
Упоминание докторов является отсылкой к профессиям создателей песни.
"90/60/90, так скучно и просто
Скучно и просто
Продиктовано стандартами ГОСТа
90/60/90
90/60/90 - геометрия бюста и роста
Продиктовано стандартами ГОСТа
90/60/90"
Ох, тавтология вышла ("стандарты ГОСТа"). Но этим ребятам такой ляп простителен. А кто знает, может быть, он сознательно был вставлен.
Это судьба
Застольная такая песня с обыкновенной музыкой. Да, да, это по музыке то же самое, что и "Чужие звезды" Мультfильмов, "Районы-кварталы" Зверей, "Лето (расплескалось)" Братьев Грим, то есть такой доморощенный аналог жанра, именуемого на Западе брит-попом, а у нас после шутки одного товарища рокапопсом. Только одно дело такую музыку накладывать на современную урбанистическую романтику, совсем другое - философские размышления.
"Нельзя заходить в спальню к Богу,
Даже если его там нет.
Нельзя заходить в спальню к Богу,
За дверью большой секрет.
Но мы потихоньку шпионим за ним,
И это его веселит,
Ночь нежна, шестикрыл Серафим,
И звезда звезде говорит:
Это судьба, ла-ла-ла-лай,
Это судьба, ла-ла-ла-лай".
Как видно, философия не без юморка. В последующих куплетах степень ерничества нарастает, чего стоит одно обыгрывание затертых фраз.
"Тут из крана течет святая вода,
И микробы в ней держат пост"
(ну как это можно называть богохульством?).
"Дороги, которые мы выбираем
Не всегда выбирают нас".
"И все хорошо, мы не бесимся с жиру
Из избы не выносим сора
И сроки годности этого мира
Истекают еще не скоро"
(Сравните с Високосным Годом: "Авторство этого мира принадлежит им").
Оригинальный каламбур:
"И радиоточка ловит волну
От радиозапятой".
Отдаленно напоминает каламбурные тексты Ивана-Кайфа, который, отмечу, по некоторым параметрам совпадает с Несчастным Случаем и Манго-Манго, несмотря на традицию (имеющую основания) сопоставления с Агатой Кристи.
До свидания
Типичный блюз в духе Несчастного Случая.
"Время покроет наши волосы снегом,
Будто порошком, порошком от страданий.
Жить бы мне здесь, но, прости, я поехал.
Я люблю тебя, мой друг,
Я люблю тебя, мой друг,
До свидания"...
E=mc2
Особый разговор. Вот тут использована музыка практически такого же типа, что в песне группы Сплин "Сидели-курили". В принципе, манера исполнения песни такая же "пофигистическая", и строчки тоже вроде бы нарочито ни о чем, урбанистическое хиппи. И разница, конечно, в характере самих групп, философии. Сплин - вполне своему названию соответствует. Ундервуду хандра как самоцель не свойственна.
"Со второго пути вдоль волшебных равнин
Уходил скорый поезд "Москва-Кокаин",
Ему мы сделали ручкой бай-бай.
Наши души чисты как искусственный снег,
Ускорять нас не надо, мы и так лучше всех,
А остальное - в кавычки, бай-бай".
Агата Кристи - "Опиум", Найк Борзов - "Лошадка", теперь вот Ундервуд...
"Мы на атомной бомбе займемся любовью,
Никого рядом нет, только блендеры с кровью,
Все остальные напитки бай-бай".
Жестко.
Вечный полдень
Отсылка к "Утренней почте" - указано в книжке к альбому. Ну есть что-то такое. В целом снова Несчастный Случай (даже по вокалу), разве что примодненный, с сэмплами.
"Вечный полдень...
Расчленённой бабочке легко в руке жестокого ребёнка.
Вечный полдень...
Я и ты уже цикады в диалоге с ослеплённой перепонкой.
Так бессмысленно, бессмысленно желтеем мы на побережье,
Лёгкий бриз ласкает низ, Адамные и Евные одежды"...
Элегантно.
Моя любовь
Песня исполнена совместно с группой Би-2, по музыке точно Би-2 (Би-2 уже чемпионы по созданию дуэтов). Случайно ли совпадение? (2001 год, пластинка Би-2 "Мяу Кисс Ми", песня "Моя любовь" - по музыке, замечу, практически близнецы) Органичная получилась песня.
"Моя любовь,
Кто нас видел в этом городе вдвоем?
Темная жизнь.
Сядем в вагоны и уснем.
Моя любовь,
Дни бегут, но им тебя не обогнать.
Тихая жизнь,
Не оправдаться, не соврать".
Текст точно в духе Би-2.
"Любовь - это спешка, любовь - это кошка,
Икона её мироточит немножко,
Любовь - это то, что скрывает обложка.
Жизнь - это суп, а любовь - это ложка.
На грудь лепестком опускается роза,
И в мире вещей мы объявлены в розыск,
Скатерть асфальта, небес парусина,
Летучие мыши хотят керосина.
Любовь - это зыбко, любовь - это робко,
Любовь - это то, что осталось за скобкой.
Ни лука, ни стрел. Калаши и береты.
Ты где Купидон? Ты ответишь за это!
И что эти пули летают так быстро?
Любовь не театр, да и мы не артисты,
Лежим без одежды, одежда в музее,
И люди там ходят и тупо глазеют.
Ты выйдешь Венерою из фотошопа,
И вот уже крик переходит на шёпот,
И вот уже пули так близко от цели,
И где ты такую найдешь, Ботичелли?
И око за око, и рифма за рифму,
Вплавь от гитарных к коралловым рифам.
Не будем страдать мы и плакать не будем,
А все потому, что мы - взрослые люди".
А вот тут по тексту уже не Би-2. Скорее уж Борис Гребенщиков.
Как звали парня
Еще где-то в конце 1980-х-начале 1990-х такое звучало довольно современно, во всяком случае не старомодно. Крутились в голове записи зарубежных исполнителей при прослушке музыки. Потенциально такая песня с точки зрения музыки могла быть создана группой Би-2. Думаю, что эту песню специально "впихнули" непосредственно после дуэта с Би-2, для сравнения. Типа "мы тоже так умеем".
Текст насыщен аллюзиями.
Очередной сильный намек на Христа, шутливое отсылка к Дяде Степе Михалкова, образ Фомы является, так сказать, двойным - религиозный персонаж плюс герой другого произведения Михалкова.
"Ищут пожарные, ищет милиция долго.
Он босиком взял перешел Волгу,
Он сотню рыбаков кормил одним хот-догом,
Все верили ему, и лишь Фома уперся рогом,
Фома лицензию спросил, на то что он не тонет,
Он что-то прошептал, но вот беда,
Кто вспомнит?
Только кто вспомнит, только кто вспомнит
Как звали парня"...
"На Симферопольском шоссе он вдребезги разбился,
Потом поднялся, отряхнулся и куда-то слился.
Гаишники свили ему венец терновый
А в поднебесье грянул гром
А то ли боссанова".
Странно. Булгаков почему-то приходит на ум. Лермонтов еще... Цитирование самих себя - "Гагарин номер два", что называется. Необычно.
Хонки-Тонки
Тематика песни - снова нечто булгаковское. Праздник ... с участием нечистой силы.
Пикник - "Праздник", "Бал"
Александр Лаэртский - "Пока жарился хряк"
Агата Кристи - "Абордаж"
Бахыт-Компот - "Дьявольская месса"
Запрещенные Барабанщики - "Пикничок"
Песни Короля и Шута про пирушки...
Музыкальное решение: в куплетах используется музыка с сильным синтезаторным началом и тяжелыми звучками на заднем плане, в припеве - своеобразная боссанова. Содержатся также намеки на Высоцкого - вспомните музыку к песне про жирафа и антилопу.
"Гости съехались на дачу:
Красны девицы и мачо,
Нимфоманки и приапы,
Чьи-то мамы, чьи-то папы.
Гости съехались на дачу.
Белый день еще не начат.
Белый день еще не кончен,
Сделай музыку погромче.
Хонки-тонки"...
"Вся водка мира, весь мак вселенной,
И жизнь - война, и в ней полно военнопленных.
Но этот плен - огромная удача,
О-о, гости съехались на дачу"...
Вот в этом куплете музыка ... даже не поддается определению. Плясовая хардовая... Рок-н-ролл в натуральную величину?
Я не сплю с фотомоделями
Цинично. Ни с кем даже сопоставлять в данном случае не хочется, так как:
а) придется много с кем сопоставлять;
б) текст все равно оригинален.
С точки зрения музыки - рок-н-ролл со значительными элементами ритм-н-блюза.
"Они идут.
Им скатертью дорога -
Двадцать метров - разворот.
Они идут,
Идут и видят Бога,
И ангелы им смотрят в рот.
Они идут,
Идут сквозь мониторы,
Сквозь вспышки камер, сквозь лучи.
Они идут,
Идут, их очень много,
В их животах звенят ключи.
Они идут, и их ничто не остановит,
Феноменально!
Но я не сплю с фотомоделями, и это
Я не сплю с фотомоделями, и это
Я не сплю с фотомоделями, и это
Принципиально"...
Много раз уже упомянуто о боге и всей его свите...
Весна
Иваном-Кайфом отдает - прежде всего по части музыки. Романтическое танго.
"Мне хорошо,
Я остаюсь самим собой
И ухожу,
Женщины где-то рядом,
Я их по запаху нахожу:
Вот это - Зизи, а вот это - Жужу.
Мне хорошо,
Киборги в поле сеют и пашут
Манную кашу,
Бабушка варит из манны небесной.
Юные девушки, грустные песни
Сердце моё,
Хочешь, я стану старше?
Весна"...
Очередная порция каламбуров, как видно, ироническая любовная лирика... Причем текст тоже в одном ключе с иными произведениями Ивана-Кайфа.
Герпес
Очередная циничная баллада группы снова с жесткой музыкой, основа которой - блюз. (Вспоминается их же песня из альбома "Бабло побеждает зло" "Лето alles")
"Самую красивую болезнь
Вирусы несут из ниоткуда,
Герпес, герпес,
Я хочу твою простуду.
Просто улыбаюсь, когда ты
Куришь на балконе не одета,
Вирусы - друзья любви,
А любовь сильней иммунитета".
Кровавая Мэри
Музыка подобрана обычная, многократно слышанная. Лайт-рок, софт-рок (поп-рок - нечто другое), в общем, музыка для релаксации. Чего не сказал бы о тексте.
"Это не кровь течет по ножу,
Это карма, а я ей дорожу,
И за барной стойкой от глупых хвостов
Отрываюсь и ухожу.
Ты меня любишь и смотришь в глаза,
Жизнь открылась, как волшебный Сезам.
Теплый ветер разогнал карусель
Почему бы и нам не сорваться с петель"...
Мило, мило...
Товары и услуги
Ну и ну...
Цитат в песне больше, чем это указано в буклете. Из творчества группы Кино цитируется не только песня "Когда твоя девушка больна".
"Мы мумию положим в новый холодильник
И синим цветком зажжем газ
Новая вещь - это радость в доме
Они меняют мир и меняют нас"...
"А завтра мне пора на войну
Я уйду пораньше, и вернусь попозже
Солнце светит и растет трава
И стремительно летит самолет"...
Под разнос идет также советская эстрада - песня явно напоминает "Последнюю электричку", проскальзывают в музыке некоторые общие моменты советских ВИА.
И современность.
"Там у нас висит картина в стиле «ню»
Это другая, намного фатальней"...
"Новая вещь - это радость в доме"...
"Мне кажется, она отбеливает кожу"...
Можно было бы и это потенциально вписать в репертуар Несчастного Случая, благо у Кортнева тоже полно иронических песен такого рода, но... Пикантные подробности - дальше.
Опиум для народа
Название одно тут чего стоит.
По музыке - сочетание обыкновенного медленного рока с симфоникой (!!!). Текст...
"Опиум для народа - заветные цифры пин-кода,
С мобилочки и на мобилу кочует слово «люблю».
Ты мне нравишься тоже, перезвоню тебе позже,
Любовь - свеча, жизнь - огарок,
Не подарок чем тебе я?"
"Кто останется с нами?
Что останется нам?
Наглотаться весны и упасть,
И уснуть и уйти по рукам.
От ладони к ладони,
От запястья к запястью
Бесконечные линии жизни
Бегут к бесконечному счастью".
Романтика...
Вообще самая безобидная песня на пластинке.
God save digital connection
Украинско-английский "суржик", текст, судя по всему, шутливый. По музыке все так современно, но отдаленные намеки на Вопли Видоплясова проскальзывают - по музыке!
"Боже, рятуй Королеву, від тебе був янгул, ми склали угоду.
Боже, рятуй Королеву, вона того варта, Секс Пістолс - уроди.
Рятуй її Ніки й бессоннїї чати,
Рятуй всіх фрондів із ким можна кінчати,
Рятуй кожний пiксель в улюблених фотках,
Рятуй все, що важить в мегах та відсотках,
Рятуй її фаст-лайф в міллібітах,
Рятуй все, що не вбито ділітом,
Рятуй, архивуй, та стискай іще дужче,
Гвардійців її зазіповані душі"...
Слушатель пускай сам выделяет наиболее запоминающуюся фразу в песне. Результат вроде очевиден... на первый взгляд...
Bonus
Пикассо
Чук и Гек
Аналогичные рецепты приготовления песен - романтика плюс цинизм, каламбуры.
Песня "Пикассо" - короткая импровизация под рояль (1:56). Сопоставление с Несчастным Случаем правомерно.
К "Чуку и Геку" музыка подобрана в духе жесткой акустики. Тематика песни - однополые отношения, разумеется, не прямым текстом описываемые, а вкрадчиво, иронично. Это вам не рифмования вроде "девушка едет жениться, помогите ей срочно влюбиться", "мальчик пишет письмо мальчику" или "ты дарила мне розы, розы пахли полынью"...
Товары и услуги (нецензурная версия)
Все вижно по одному названию.
Лучше просто привести текст полностью.
"Дорогая, я купил тебе хуйню,
Мне кажется, она подойдет к нашей спальне,
Там у нас висит картина в стиле «ню».
Это другая, намного фатальней.
Солнце светит и растет трава,
Только это проехали уже.
Новая вещь - это радость в доме,
Песни и танцы на нашем этаже.
Товары и услуги - это песни,
Песни, песни, песни.
Объекты и кредиты - это танцы
Танцы, танцы, танцы.
(2 раза)
Дорогая, я купил тебе хуйню,
Мне кажется, она отбеливает кожу.
Но я и такой тебя люблю,
Просто балую, а надо бы построже.
Мы мумию положим в новый холодильник
И синим цветком зажжем газ.
Новая вещь - это радость в доме
Они меняют мир и меняют нас.
Дорогая, я купил тебе хуйню,
Хуевей не бывает и дешевле тоже.
А завтра мне пора на войну,
Я уйду пораньше и вернусь попозже.
Солнце светит и растет трава,
И стремительно летит самолет.
Танцуйте, друзья, пока мы живы,
А то кто-то придет и все отберет.
А вдруг все однажды станет ненужно,
И все этой хуйней мы огребемся дружно".
Мощно! Это вам не Сергей Шнуров с плосковатыми матюками, рассчитанными на людей, приходящих в восторг от одного обилия матов, осмысленных и неосмысленных. Все на более тонком уровне написано.
Пластинка - в ряду прорывов года.