Оригинал взят у
andreev_org в
Испано-португальский вояж на автомобиле. Часть 5 Продолжение рассказа об автомобильном путешествии по югу Европы.
- идеальный свет
- Муля, не нервируй меня!
- Черномор и его войско
Содержание:
Часть 1-я: подготовка к путешествию; центр Мадрида
- начнем с нуля
- медведь и земляника
- хамон за двести
Часть 2-я: Эль Эскориал и Сеговия
- монастырь-решётка
- поросенок в мишленовских звездах
- акведук для ленивых
Часть 3-я: Толедо и ветряные мельницы
- алкогольный бычок
- собор с отверстием
- 11 мельниц для Дон Кихота
Часть 4-я: музей Прадо; переезд в Барселону
- ода целлюлиту
- черные картины
- в гнезде Гауди
Часть 5-я. Маршрут: Саграда Фамилия - парк Гуэля - Ла Педрера.
Удачно сняв на несколько дней квартиру прямо напротив Саграды Фамилии, мы могли любоваться видами Храма практически в любое время суток. Но лучше всего, конечно, он выглядел в темноте. После активно проведенных дней, после осмотра нескончаемых достопримечательностей Барселоны и её окрестностей, самое восхитительное было забраться на террасу на крыше, прихватив с собой бутылочку вина по вкусу с хамоном-оливками-сыром, и вытянув усталые ноги, отдыхать с миллионным видом.
По опыту заметили, что подсветку выключают в начале первого ночи. После этого Саграда напоминает темный массив горы или какой-то инопланетный космический корабль, неизвестно как оказавшийся в пределах города.
А утром всё повторяется опять: людская круговерть, гигантская очередь у входа, гудение транспорта, удары молотков, визжание пил…
Процесс пошел!
Положа руку на сердце, при дневном свете Храм выглядит странно, и далеко не всем нравится, по крайней мере снаружи. Какие-то строительные леса, агрессивного вида башни, напоминающие кукурузные початки. Сальвадор Дали высказался на этот счет довольно категорично: "Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать Храм… Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом". А по мнению английского писателя Джорджа Оруэлла со строением вообще нужно было поступить радикально - то есть взорвать.
Однако, мало-помалу Sagrada Familia приобретает вид завершенного творения, которое с незначительными перерывами возводят уже 130+ лет. Такого, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века - Антонио Гауди - гений, или сумасшедший, что практически одно и то же.
То, что Храм Святого Семейства достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение. Многие грандиозные готические соборы рождались столетиями. Так, строительство собора в Реймсе заняло 270 лет, в
Милане - 550, а в Кельне вообще 632 года. Как и средневековые соборы, Саграда Фамилиа возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на ваши 14 евро, которые вы заплатите за осмотр монумента.
Билеты и часы работы >> Из личного опыта: билеты онлайн покупать экономически не выгодно, т.к. берутся сборы "за удобство" в размере 1 евро с небольшим. Но! Времени такие билеты экономят более чем. Насколько мы могли видеть из окон своей квартиры напротив Храма, очередь на вход достигала нескольких сот метров уже к открытию в 9 утра.
С интернет-билетами нужно подойти в специальный киоск, который так и называется "internet tickets", и обменять там свою распечатку на настоящий билет. Заодно можно приобрести билеты на лифты в башни (те самые "кукурузные початки"). При нас продавали по три евро. С детьми до 6 лет и с колясками туда нельзя.
Кстати, лифтов два: "Passion facade elevator" и "Nativity facade elevator". Последний более интересный, хотя спускаться потом придется по узкой винтовой лестнице ножками, в отличие от первого. С высоты можно более подробно рассмотреть
детали на стенах Храма, над которыми работал сам Гауди, плюс можно пройти по страшенному мостику между "початками".
Саграду нужно посещать утром. Во-первых, народу меньше (по статистике пик приходится на полдень), а во-вторых - свет! Сам Гауди предполагал, что благодаря равновесию
света - не слишком много и не слишком мало, падающим в среднем
под углом 45 градусов, достигается гармония.
Витражей в Храме много, всяких разных цветов, представляющих собой, в основном,
абстракции.
Что-то астральное, космическое ощущаешь, глядя на
витражи Саграды. Проняло, да. Не нужны тут никакие кружева и фуфыськи - только четкие формы и свет.
Образцом совершенства архитектурной формы Гауди считал куриное яйцо, и в знак уверенности в его феноменальной природной прочности одно время носил сырые яйца, которые брал с собой для завтрака, прямо в карманах брюк.
Однажды, выходя из церкви, он попал в объятия своего друга - барселонского мэра. Возможно, всё бы обошлось, но кто-то в этот момент толкнул Гауди в спину. Прочность куриных яиц оказалась не столь беспредельной…
Казалось бы, что нового можно сказать в архитектуре христианской церкви, где за двухтысячелетнюю историю всё устоялось?! Но архитектор создал новую реальность, открыв дорогу смелым экспериментам в области храмовой архитектуры.
Уникальные конструкции, на которых покоятся своды Храма Саграда Фамилиа, - железобетонные
колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Колонны уходят в глубину под землю на 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибальное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.
Лестница в небо:
Удивительно, но Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке, по-другому работать просто не мог. К каждому своему
творению он относился как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно.
Растительный модерн:
Цветы? Звезды? Ледяные узоры? А может пробки от пивных бутылок?! - краем уха довелось услышать и такую версию от русо-туристо ;-)
Где еще можно увидеть скульптуру Христа, спускающуюся с небес на парашюте? Только в Саграде!
Невероятно красивая, мягкая подсветка:
Виноград здесь представлен как символ жизни, плодородия и
изобилия, но в то же время и жертвоприношения, поскольку из него делают вино.
Внутри собора есть музей (отличный!), где выставлены чертежи и задумки Гауди и разные макеты (то, что сохранилось; многое было уничтожено во время Гражданской войны в Испании).
Занимаясь проектированием
фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так, один из скульпторов сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с художника Рикардо Описсо, в результате чего тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Все фигуры выполнены в натуральную величину:
На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор.
По задумке Гауди башен у Храма должно быть 12 - по числу апостолов. Еще шесть вознесутся над центральным нефом: 4 в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице, и самая высокая, 170-метровая - Христу. Итого - 18! И свет под идеальным углом в 45 градусов.
Какая она должна стать к 2030-му году:
Ближе к полудню, мы вернулись в квартиру, отдохнули, перекусили, и решили, что вполне готовы к встрече со следующим шедевром Гауди - парком Гуэля. Два с половиной километра планировали одолеть пешком по подсчетам гугла за 40 минут. Во-первых, маршрут проходил по жилому району, и был шанс поглядеть на обычных горожан вдалеке от туристов. А во-вторых, наступило время дневного сна для ребенка, поэтому уложив её в коляску, мы отправились в путь.
Жизнь этой части Барселоны текла очень размеренно, без спешки. Навстречу попадались многочисленные мамы с колясками, спешащие к детским площадкам, так что мы как-то очень удачно вписались в окружающую обстановку. Заведения общепита здесь встречались не часто, а в тех, что были открыты, сидело максимум 2-3 старичка за бутылочкой вина и разговорами. Решили, что обязательно заглянем в похожий ресторанчик после парка.
То, что мы уже практически пришли, стало понятно по обилию сувенирных лавок, живым скульптурам, и конечно же туристам. Да не абы каким, а русским. Редко-редко ухо цепляло робкую английскую или французскую речь, в основном же: "Васяяя! Сфотай меня на фоне этой фигни!" В семейный архив прибавлялась фотка: "Люся и фигня".
Окошко в пряничном домике Pavello de Consergeria:
Парк Гуэля входит в программу многих российских тур-контор, и когда на экскурсию приезжает сразу несколько автобусов с группами, место становится филиалом Нижнего парка в Петергофе в период летних выходных. Только без фонтанов.
Мы не большие любители отдыхать в толпе, а в это время там была не просто толпа, а жуткое столпотворение, скопившееся, в основном, у входа. Потные дяди и тёти облепили несчастную мозаичную саламандру Гауди, и фоткались, фоткались, фоткались как сумасшедшие.
Прокладывая себе путь при помощи коляски, мы быстро-быстро просочились сквозь галдящую людскую массу, и при первой же возможности свернули на дальнюю боковую аллею.
Парк Гуэля (Parc Güell) был создан Антонио Гауди в самом начале 20-го века на деньги коммерсанта Эусеби Гуэля, и задумывался как зелёная жилая зона в стиле "город-сад".
Для реализации своего проекта Гуэль приобрёл 15 гектаров земли, которая была разрезана на 62 участка под строительство частных особняков. Все участки были выставлены на продажу, но продать удалось только три: пустынная местность, удалённая от центра города, не привлекала барселонцев. Экономические неудачи проекта вынудили наследников Гуэля продать угодья мэрии Барселоны, которая превратила их в городской парк.
До недавнего времени посещение парка Гуэля было абсолютно бесплатным, но с осени прошлого года стали брать денежку. При покупке онлайн стандартный билет стоит 7 евро, а в кассах парка - 8 евро. Рекомендуется приобретать билеты по интернету заранее, поскольку в продажу поступает только 800 штук каждый час.
План парка и билеты >> Вдалеке от входа было намного приятнее: тенистые аллеи, музыканты (русские!), гроты с колоннами причудливых форм… Как раз на фоне одной из таких колонн фотографировалась пара. Вернее, он фотографировал, а она принимала зазывные позы. Признаться, там было на что посмотреть: гламурная девица из любительниц загара "до хрустящей корочки", на 15-см шпильках и платформе, в мини-юбке с шикарными ногами и таким же вырезом на груди, с боевым раскрасом на лице и конским хвостом на голове, мило общалась со своим спутником: "Вааадик, урод! Сфотай меня нормааально!"
Бедный забитый Вадик а-ля товарищ Новосельцев из "Служебного романа", тут же бросался "перефоткивать" свою зазнобу. И так несколько раз. Пока мы, да и не только мы, наблюдали за живописной парочкой, Вадик не произнес ни единого слова, зато удостоился сразу нескольких званий, относящихся, в основном, к самцам животного мира. Закончив фотосессию, пара лениво пошла искать следующий фон для красотки. Она с видом "Муля, не нервируй меня!", а он - в образе потерявшегося щенка. Честно говоря, я думала, что такие персонажи встречаются только в анекдотах, а они вона - по улицам ходят во плоти.
Тем временем, аллея постепенно расширялась, и, наконец, приняла вид почти что проспекта, обрамленного высокими пальмами. Среди листьев одной из них кто-то весело чирикнул. Оказалось, что практически каждая пальма была приспособлена под гнезда маленьких зеленых попугайчиков, отлично маскировавшихся в густых кронах.
Вскоре показалась и главная "изюминка" парка Гуэля - длинная, изогнутая в форме морского змея, скамья. При создании декора этой скамьи Гауди сотрудничал с одним из своих учеников - Жужолем, который создал знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов, опередившие многие произведения абстракционизма и сюрреализма. Профилю скамьи была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину и "замерив" таким образом изгиб спины.
Мозаичная скамья (Banc de Trencadis) в парке Гуэля:
Пока мы рассматривали окрестности с высоты обзорной площадки, дочка тоже нашла себе занятие - гоняла с другими детьми голубей на песчаной арене в центре. Вымазалась, конечно, вся, но зато повеселилась. Пройдя через Зал ста колонн, которых самом деле 86, и послушав местных музыкантов (в зале хорошая акустика), побрели на выход.
Carob's viaduct:
Очень редко в путешествиях у нас бывают такие моменты, когда что-то запланированное категорически не нравится. Всё-таки делаешь домашнюю работу, смотришь различные материалы, и вполне можешь предположить - по вкусу придется тебе то или иное место. К сожалению, парк Гуэля попал в безрадостную категорию "не зачот", и даже дикие попугайчики не спасли впечатлений от. Неприятная атмосфера, толкотня, неверно выбранное время суток, душе пусто - всё было не так, неправильно, и не легло никуда. Возможно, сделаем еще одну попытку "полюбить" парк в другой день.
Миновав вереницы такси у входа, мы вновь окунулись в жилые районы Барселоны. Как и хотели, на одной из уютных маленьких площадей заглянули в небольшой ресторанчик, где отдыхала всего парочка посетителей. Предложили опять меню дня - set menu за 11 евро, плюс литровый кувшин Сангрии. Основным блюдом было заявлено solomillo - филе говядины, приготовленное на открытой испанской печи-гриле под названием "планче". Не могу сказать, что привело в восторг (с техасскими стейками мало что может сравниться), но было вполне вкусно.
Пока ребенок видел очередной сон (какое спасение эти раскладные коляски!), мы совершили последний на сегодняшний день марш-бросок до бульвара Грасиа (3 км от парка Гуэля). Можно было конечно поехать на метро или такси, но у нас было какое-то приподнятое пешеходное настроение, наверное после предыдущих автомобильных дней. Где-то через час с небольшим мы уже стояли перед входом в Каменоломню.
Ла Педрера совершенно не похожа на жилой дом, а скорее напоминает нечто волнистое, способное плавно перетекать и менять форму. То ли лава, то ли океанские волны… Этакое здание-метаморф. А стоит ли удивляться? Ведь проектированием занимался Гауди.
В Барселоне, в районе бульвара Грасиа, есть такое место, которое метко прозвано местными острословами "Квартал раздора". В начале 20-го века на небольшом пространстве, где скупили участки богатые барселонские коммерсанты, соревновались в мастерстве и оригинальности проектов три великих создателя каталонского модерна - Монтанера, Кадафалча и Гауди. Можно себе представить, какой переполох вызвали построенные ими дома.
Они и сейчас-то привлекают массу внимания и редко кого оставляют равнодушным, а уж 100 с лишним лет назад и подавно служили предметом споров и разногласий, отсюда и "раздор". В частности, Дом Милá (Casa Mila; ударение на последнюю "а") - жилой дом "от Гауди" для семьи промышленника Мила сразу получил несколько прозвищ: "железнодорожная катастрофа", "депо для дирижаблей", "жертва землетрясения", "питомник для змей", "осиное гнездо". Закрепилось "Ла Педрера" (La Pedrera - каменоломня), за невероятный, запоминающийся фасад.
Кстати, еще каких-то 30 лет назад никакого ажиотажа вокруг самого дома, да и вокруг имени Гауди не наблюдалось. Для многих это было не более чем здание странной формы, никто им не интересовался. Но после того как в 1992 году в Барселоне прошла Олимпиада, сюда просто повалили туристы. Ла Педрера стала одним из обязательных для посещения объектов.
Проект этого дома стал новаторским для своего времени. Продуманная Гауди система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж, горячая вода. Архитектор хотел даже устроить пандус, чтобы жильцы доезжали до дверей квартир на любом этаже прямо на авто.
Сегодня "Каса Мила" принадлежит крупнейшему каталонскому сберегательному банку "Caixa de Catalunya", купившему дом в 1986 году и потратившему 10 лет на восстановительные работы, в том числе на чистку фасада, который был совершенно черным от копоти и пыли. Квартира на одном из последних этажей здания оформлена в стиле 20-х годов XX века, и вместе с чердаком (там музей) и террасой на крыше демонстрируется посетителям во время экскурсий.
На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.
В этом здании уже в полной мере прослеживается характерная для Гауди тщательная проработка всех мельчайших деталей, использование изразцов и кованого железа, и практически полное отсутствие прямых линий.
На чердаке, состоящим из 270 кирпичных арок, плавно перетекающих одна в другую, находится отличный музей с экспонатами, воодушевлявшими Гауди на творчество. Еловые шишки, ветки деревьев различной формы, раковины и ракушки, панцирь черепахи, скелет кита, - да чего там только нет! Фантазия у человека была будь здоров, хотя он сам скромно говорил, что всего лишь копирует божьи творения…
В Ла Педреру мы попали уже вечером, когда на улицы снизошла спасительная прохладная тень, но верхние этажи и крыши зданий всё еще были окрашены
теплым, вечерним светом. Очереди на вход не было совсем: то ли время не популярное среди туристов, то ли высокая цена в 16,5 евро на одного отпугивала. Никаких дотаций от государства дом-музей не получает, и содержится исключительно на деньги за счет сдачи помещений в аренду и продажи билетов.
Билеты и часы работы >> Но не восстановленная квартира, и даже не музей на чердаке были целью нашего посещения в тот день. Мы стремились на
крышу, на террасу со знаменитыми, вычурной формы дымоходами. За пару минут лифт доставил прямо на место - то ли на фантастическую поляну со сказочными героями, то ли в будни шизофреника, это кому как угодно.
"- Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший", - сказал председатель комиссии на защите дипломного проекта Антонио Гауди в Барселонской Провинциальной школе архитектуры.
"- Похоже, теперь я архитектор", - подвел черту студент.
"… Все равны, как на подбор,
и с ними дядька Черномор…"
А что? Похоже!
Сюрреалистическое воинство разбавлено жутковатыми дуплами…
…10-глазыми монстрами…
… шляпками грибов-галлюциногенов из битого стекла.
Функция этих статуй - замаскировать обычный для крыши беспорядок.
- Саша, - спрашиваю я свою трехлетнюю дочь во время прогулки по крыше, - тебе нравятся эти скульптуры?
- Даааа!
- А почему?
- Они страшные! - радостно восклицает ребёнок :)
Один из внутренних двориков:
Каса Мила стала последней светской работой Гауди. С 1910 года его единственная цель, боль, страсть и забота - Саграда Фамилия.
Неподалеку от Каменоломни располагалось еще одно фантастическое творение Гауди - Дом Костей (Casa Battlo). Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его собственным видением без оглядки на известные архитектурные стили.
Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона - излюбленного персонажа Гауди. Фасад изображает сверкающую "чешую" чудища и усеян костями и "черепами" его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.
На Дом Костей у нас уже не было ни времени, ни сил - свои бы донести до квартиры. Большой пешеходный день подходил к концу. Заглянув по пути в небольшой продовольственный супермаркет, докупили разных съестных припасов, и устроили ужин на террасе. В тот вечер никто из постояльцев не поднимался на крышу, и лишь одна сверкающая и величественная Саграда Фамилия составляла нам компанию.
Продолжение следует...
Катерина Андреева.
www.andreev.org