Полтора года назад мы
первый раз посетили Хельсинки. Тогда это был первый наш выезд в дальнее зарубежье, теперь же, основательно поколесив по Европе, мы направились в столицу
Финляндии как конечную точку нашего
Каштанового тура. Ехали из Питера скоростным Allegro. Город встретил нас плотным туманом.
Если ехать первым Allegro в 6 утра, можно купить билет почти в два раза дешевле обычного. Три часа в пути - и вот он, Хельсинки! Паспортный контроль осуществляется в процессе движения поезда. Слева - Аллегро, справа - финская двухэтажка.
Хельсинский железнодорожный вокзал не по-фински масштабный и внушительный.
Здание вокзала в стиле модерн - одно из самых известных произведений финской архитектуры.
Самая яркая деталь здания - гранитные скульптуры атлантов, держащих фонари. Сейчас атланты уехали на реставрацию, как они выглядели можно посмотреть в
предыдущем посте.
В отсутствие атлантов, на фасаде разместили остроумные изображения того, как они проводят время.
Выходим в город. Хельсинки встретил нас густым утренним туманом, идеально сочетающимся с суровой финской архитектурой.
Классический финский функционализм сочетает в себе черты конструктивизма с поздне-советской архитектурой. Преобладающие цвета - коричневые.
Стокман, куда ж без него!
Вот вылитый советский конструктивизм.
Тенниспалатси (центр культуры и отдыха).
Рядом, ниже уровня улиц проходит Баана - пешеходно-велосипедная дорога, созданная в бывшем тоннеле, предназначенном для железнодорожных перевозок.
Встречаются и нарядные домишки петербургского типа.
Ресторан «Капелли» на Эспланаде.
Хельсинская синагога постройки 1906 года.
Шведский театр (1866, архитектор - петербуржец Николай Бенуа).
Небольшая капля неоготики - церковь Йоханнеса.
Это лютеранская церковь, построенная в 1893 году по проекту шведского архитектора А.Э.Меландера.
Самая крупная церковь Хельсинки, а также популярное место исполнения церковной музыки.
В современной архитектуре и финны не обходятся без стекла.
Во всё это дело вплетены элементы современного искусства. Вот, некий арт-объект.
Ещё искусство.
А вот весьма оригинальная капелла Kamppi. Внешняя отделка выполнена из еловой древесины, а внутренние стены изготовлены из толстых досок обработанной ольхи.
Из тумана показалась красная трамвайная остановка. На табло - время прибытия ближайших трамваев.
Дворы вполне себе питерские.
Только вот обилие велосипедов выдаёт Скандинавию.
Памятник «Камень императрицы» в честь супруги Николая I Александры Фёдоровны - первый общественный памятник Хельсинки.
Открыт в 1835, после революции 1917 года двухглавый орёл был сброшен, восстановлен в 1972.
Рядом ещё одно напоминание о российском прошлом Финляндии - православный Успенский собор.
Крупнейший православный храм в северной Европе. Построен в 1868 году в стилистике, напоминающей архитектуру русских деревянных церквей XIV века.
Двигаемся далее.
Обилие флагов - не показной патриотизм, а день флага, на кануне которого мы посетили финскую столицу.
Виднеется церковь Каллио в одноимённом районе.
Тут уже архитектурка вполне себе хрущёвского типа. Но по-скандинавски аккуратненькая.
Университетский кампус на скале.
Улица Broholmsgatan.
Справа - Arena-house.
Слева - Юмпюрятало (Круглый дом).
А вот, собственно, и церковь.
Построена в 1908-1912 годах из серого гранита по проекту Ларса Сонка.
Каллио - по-фински скала, и название церкви часто переводят вместе с названием района - церковь Скала.
Высота церкви 94 метра.
В 60-70-е годы Каллио был рабочим районом с барами низкого пошиба и дешёвыми малогабаритными квартирами.
Площадь некоторых была настолько мала, что в общей сложности достигала 12 квадратных метров, включая кухню.
В общем, так себе райончик. В духе фильмов Аки Каурисмяки.
10-15 лет назад район стал меняться и превратился в зелёный квартал для богемы и студенчества.
А вот - секс-шоп, который держит отец вокалиста популярного финского вокально-инструментального ансамбля HIM Вилле Вало. Заметив наше равнодушие к резиновым писькам, Валло-отец подарил нам открыточку с портретом сыночка и карту Хельсинки. Очень милый дедуля :)
Такой вот район Каллио. Абсолютно не туристический, но самобытный и очень интересный. Всем рекомендуем!
Ну а мы, пожалуй, вернёмся в центр для обзора скульптурного населения города.
Вот нечто около музея современного искусства Kiasma.
Гигантская металлическая клубника колосится.
Медведь что-то подъедает.
Мужики куют.
Женщины в это время маятся дурью.
Барон Маннергейм скачет в ушанке.
Голубь мешает труду.
Весьма интересны и различные архитектурные детали.
О деталях. Традиция навешивания замочков на всяческие мостики не чужда финским гражданам.
На рыночной площади в качестве ограничителей транспортного движения и парковки используют черепах.
А ещё запрещают кормить чаек.
А этих подонков тут великое множество, и каждая норовит урвать что-то съестное у туриста.
Хельсинский трамвай. Встречается много разновидностей.
Знак «въезд запрещён» гнут, чтобы его было видно со всех сторон.
Финские дети.
Финский копатель.
Финский люк с гербом города.
В заключении спустимся в метро.
В Хельсинки самая северная в Мире система метрополитена и единственная в Финляндии.
Метро открыто в 1982 году, включает 17 станций и одну линию, разделённую на две ветки. Общая длина - 22 километра.
Дизайн - не замысловатый, без излишеств.
Кое-где встречаются некие образцы оформления станций, но весьма странные.
Станция Hakaniemi, на которой происходит действие клипа Bomfunk MC «Freestyler». Ракамакафон!
Внутри вагона.
А на этом всё. Все основные достопримечательности города типа Кафедрального собора, Сенатской площади, Церкви в скале и памятника Яну Сибелиусу - в
первой части.
В общем, уже стемнело, поедем мы обратно в
Питер, до свидания!
Ссылки по теме:
Другие города:
Полный путеводитель по журналу