Случилось давно, а написалось только что.
Дело было на пресс-конференции Юрия Щербакова, того самого, который артист и певец и будет выступать в ЦКЗ завтра.
Пели казачьи песни. Говорили о войне, о Михалкове, о жизни, о всяком.
А потом началось шапито. А потом молодая девушка, директор Учебного казачьего этнокультурного центра при волгоградском Аграрном университете начала презентовывать этот свой центр. Рассказывала об уроках верховой езды, о курсе основ православия. Умные, хорошие вещи говорила, и я даже пустила скупую слезу умиления - вот, мол, есть достойная альтернатива привычной, обычной тусе. И тут же вслед за этим последовал примерно такой спич (неточности если есть, то чисто стилистического плана). "К нам очень много молодых людей приходит. У многих казачьи традиции утеряны и определяются они только по корням в той или иной станице. А бывают и такие, которые к казачеству никакого отношения не имеют. И что мне с ними делать? Ну почему я не горю желанием петь песни чужой нации, жить в культуре чужой нации. Нет, я ко всем толерантна, но так не должно быть. Почему мы за счёт своей культуры, своих традиций должны их культуру возрождать?"
Скупая слеза моя, готовая свалиться на столешницу, в испуге забралась обратно в глаз так быстро, что он аж защипал. И стало мне грустно и обидно. Не потому что мне до жути хочется быть казачкой: при желании я как раз таки могу порыться в корнях и отыскать требуемое. А обидно мне стало за державу. Вот до сих пор была я православной, певала при случае застольные песни, которые узнала от своей совсем неказачьей родни из центральной России. А потом оказалось, что и православие это, и песни эти (эти, эти, эти самые!) оказались не мои, а казачьи, а я к казачьей нации(это я ещё не трогаю вопрос о правомерности понятия "казачья нация") несанкционированно примазалась. Кто-то лезгинку танцует, кто-то в тундре комлает, кто-то мандулу строит в нашей большой многонациональной стране. А что мне делать, как представителю государствообразующей нации? Оказалось, что даже то немногое, что мне доступно, мне, оказывается, недоступно. Патамушо оно казачье. А то, что так исторически сложилось что регион ассоциируют с казачьей культурой и культурные мероприятия на 70% связаны с казачеством, с этим как быть? В какую резервацию мне - "мужичке" - идти? Я тоже хочу быть идентичной чему-то или кому-то, делать что-то, чего другие не делают, иметь особенных, своих сородичей. Культура России состоит из множества культур, но культура русских как-то среди них затерялась. Мы много чего набрали у других, и пловик кушаем, и шашлык,и суши с роллами, а половина слов вообще чистый французский язык. А если сейчас каждый своё заберёт себе, хоть что-то останется? Есть упущение в этой сфере, пробел, его надо выравнивать.
Что касается казаков... ИМХО, не выйдет отдельной нацией быть, не выйдет. Тем более с такими выпадами, как вышеописанный. Сегодня мы начинаем сортировать при наборе учащихся, завтра будем сортировать при заселении территорий?
Это интересно: казаком в этом центре при ВолГАУ можно стать не просто так, а за деньги. Например, трёхмесячный курс "Креативная казачья культура" стоит 6 тыс., девятимесячный курс "Инструктор казачьей джигитовки" - 9тыс. И это нормально, я считаю, потому что только на бюджете это всё не вытянуть. Но если человек хочет и готов эти деньги вам отдать, чего ж так нос воротить и упираться? Научится он джигитовке - убудет её что ли? Волгоградская область - регион казачий - взаимопроникновение культур неизбежно, а тут хлобысь молодому человеку нагайкой по морде -" куда прёшь, мужичище?!" Фу так делать.
Никого ничем не хотела обидеть, если что.