На закате

May 08, 2012 16:00

Алексей Битов (poziloy)

Извините, но сегодня пост начнётся сразу с двух преамбул, причём первая из них с последующим текстом не связана никак.
Вчера наш «сдвоенный» пост начинался фразой «Мы не собирались ничего писать о вчерашнем «Марше миллионов», чтобы всё-таки по возможности не уклоняться от основной темы». И завершили мы пост обещанием: «Завтра вернёмся на круги своя». А через несколько часов часов до нас с большим опозданием дошла информация, что 6 мая на «Марше миллионов» в число «свинченных» попал режиссёр Валерий Сторчак. Так уж совпало, мы недавно вспоминали его спектакль «Пьеса для Аделаиды», но тут пошла уже совсем другая пьеса. В общем, мы пришли к выводу, что 8 мая надо будет написать именно об этой «другой пьесе», т.е., в нарушение собственного обещания, вернуться к «Маршу миллионов». Но вчера поздно вечером Валерий всё же вернулся домой, хотя дело против него, насколько мы понимаем, не закрыто. Возможно, из-за новых задержаний в изоляторах не хватает мест, отсюда и своеобразный «гуманизм» властей. В общем, Валерий дома, чему мы очень рады и желаем ему удачи в этой истории и вообще.
Теперь можно и на круги своя возвращаться, а надолго ли - зависит, увы, не вполне от нас. Как бы то ни было, переходим к основной части поста.
2 мая в комментарии к посту «Марсианские хроники» gorgonopsia сослался на http://screen.ru/Smirnov/7a.htm. Повод был локальный, но я не утерпел, полюбопытствовал. Как оказалось, это - одна из глав известной (но мною не читанной) книги И.Смирнова «Либерастия». В общем, прочёл я две главы, и отнюдь не со всем могу согласиться. Более того, как мне показалось, мы со Смирновым очень по-разному понимаем причины одного и того же явления, хотя оба оцениваем его, мягко говоря, негативно. Речь о т.н. «современном искусстве» со всеми его перформансами и тягой к патологии (если угодно, это можно назвать апотемнофилией или квазимодофилией).
По Смирнову следует (во всяком случае, я понял его именно так), будто есть некий источник заразы, откуда она расползается по белому свету. А я уверен, что собака, к сожалению, зарыта в нашей человеческой природе. Историки давно заметили, что точно такой же расцвет всякого рода извращений и тяга к «лучам славы» характерны для Римской Империи периода упадка. В самом деле, дело было вечером (на закате определённой цивилизации), делать было нечего (тогда для этого существовали рабы, теперь - механизмы, а отчасти и гастарбайтеры). А когда человеку нечего делать, его тянет на «остренькое» или ещё на какую-нибудь фигню, а равно и на утверждение собственного «я» в любой форме. Собственно, так и возникает «постнодерьмизм».
О тупике европейской цивилизации не пишет сейчас только ленивый; часто ссылаются на О.Шпенглера («Умирая, античный мир не знал, что он умирает, и потому наслаждался каждым предсмертным днем, как подарком богов»), но тут есть некоторая закавыка: через полтора десятилетия после «Заката Европы» тот же Шпенглер в противовес общему упадку указал на «триумф научных открытий, порожденный техническим гением Европы» («Человек и техника»), а на самом деле именно с помощью всяких открытий современная цивилизация угодила в эпоху пресыщения, что и позволило не просто «наслаждаться каждым предсмертным днём», но и искать всё более непривычных, так сказать, наслаждений. К сожалению, пресыщение весьма притупляет инстинкт самосохранения, хотя я всё же стараюсь оставаться оптимистом: суицид целого биологического вида - это, знаете ли, перебор.
Боже, куда меня занесло? Что за философствования в выходной день? Так, пора срочно переходить к десерту.
Итак, на сладкое - цитата, вытащенная мной из работы Смирнова (написано, как я понял, в 1999 году). Смирнов отмечает кризис изобразительного искусства, куда стаями набежали всякие гавкающие создания, а потом...
Дословно: «театр уже несколько столетий как отделился от религиозного ритуала и ярмарочной “сферы обслуживания”. Тем не менее, на сцену не выходит вместо актеров или музыкантов пара монтировщиков, чтобы выругаться матом, помочиться в суфлерскую будку и уйти обратно за кулисы - занавес, представление окончено, аплодисменты, браво».
Далее следует абзац, с которым я не согласен, т.к. не считаю «социальный заказ» главной причиной происходящего (см. выше); «социальный заказ» - скорее, сопутствующий фактор или, точнее сказать, попутный ветер, а само плавающее нечто сошло, повторю, совсем с других стапелей.
Но продолжу цитату: «Впрочем, еще не вечер. И если все пойдет так, как оно идет сегодня - точнее, так, как его сегодня подталкивают... то театральный вечер с парой пьяных монтировщиков может стать таким же обычным “культурным мероприятием” как выставка голых задниц вперемешку с ворованными фотографиями».
Тут Смирнов, нельзя не признать, попал в самую точку. Пусть этой точкой и завершится сегодняшний «прыгающий» пост.
Точка.
Previous post Next post
Up