О вчерашнем марше

May 07, 2012 13:00

Мы не собирались ничего писать о вчерашнем «Марше миллионов», чтобы всё-таки по возможности не уклоняться от основной темы. Но выбирать не приходится - всё-таки мы назвались антилопами, а не страусами, а антилопы не имеют привычки прятать голову в песок. Правда, говорят, что у страусов такой привычки тоже нет, они просто пали жертвами поклёпа, но мы ничего не утверждаем - не видели.
А вот вчера...
Короче, рассказ очевидца.

Алексей Битов (poziloy)

Начну с главного. Как и хозяин этого журнала, я не считаю, что серьёзные вопросы решаются с помощью силы. Силой можно сковырнуть режим, но от этого проблемы никуда не денутся, и всё сведётся к простой замене одних уродов на других (кстати, отнюдь не из числа митинговых «вожаков»). Бунт - штука не только беспощадная, но и бессмысленная; к сожалению, бывает и так, что иного выхода у людей не остаётся, но в результате не происходит ничего, кроме замены шила на мыло. Мирное свержение власти, которая не желает уходить сама, тоже не гарантирует ничего, но хоть какой-то шанс оставляет.
Добавим к этому, что в гражданском противостоянии раскол происходит зачастую по случайным признакам, и надо быть полным отморозком, чтобы радоваться жертвам с любой из сторон.
А теперь - по порядку. Начиналось всё почти безоблачно. Народу собралось неожиданно много; те, кто озвучивает цифру 8-10 тысяч - либо лжецы, либо патологически наивные люди, которых мне искренне жаль. Единственная закавыка в начале - не буду врать, в тот момент я не придал ей значения: проход людей через рамки был организован из рук вон плохо, периодически продвижение вообще застопоривалось. В феврале такие же металлоискатели стояли на том же месте, и очередь тоже была изрядная, но она двигалась без пауз. В какой-то момент всё вообще замерло, и люди начали скандировать: «Про-пу-скай! Про-пу-скай!». Как ни странно, это помогло. Из смешного: на столбе со стороны метро «Октябрьская-радиальная» висела очень уместная реклама: «ПРОМСВЯЗЬБАНК МЫ С ВАМИ». А что, в банке работают тоже люди, в конце концов.
Рамки стояли достаточно близко одна от другой, разделённые столиками. В феврале предлагали вынуть из карманов все металлические предметы и мобильники, положить их на столик и взять после досмотра. На этот раз - ничего похожего; я даже не уверен, что металлоискатели были настроены должным образом - во всяком случае, я тихо прошёл с большой связкой ключей в кармане, хотя обычно дребезжу, как трамвай. Полиция (у рамок стояли обычные полицейские, не ОМОН) была настроена вполне спокойно, чтобы не сказать - дружелюбно; женщина, проходившая через соседнюю от меня рамку, хотела выбросить пластиковую бутылку с водой, а полицейский её остановил: Не надо, сегодня это разрешено. Опять-таки я не придал этому значения, но вспомнил эпизод, когда в ОМОН полетели такие же бутылки.
Прошёл я в нормальном темпе, а «головная» колонна (где, вроде бы, шли организаторы), напротив, оказалась в глубоком арьергарде. Вплоть до Малого Каменного моста я не увидел ничего особенно интересного, зато вид с моста впечатлял: проезжая часть (улица Серафимовича) была забита ОМОНом; такого не было ни на одном из предыдущих «болотных» митингов. Уже не расслабленные полицейские, а суровые и напряжённые ОМОНовцы оставили только коридор, по которому предлагалось свернуть на набережную. Для прохода небольших групп места было достаточно, а при подходе основной массы... ну, не знаю, теоретически предпосылки для пробки имелись.
Естественно, я повернул; не видел смысла подходить к эстраде (не записных же ораторов слушать в энный раз), поэтому нашёл себе сидячее место на парапете, огораживающем сквер. Я был не первым таким сидельцем, но одним из первых; далее парапет заполнялся, как телеграфные провода в хичкоковских «Птицах» (кто видел - вспомнит). Основные силы всё ещё не появились, и я от не фига делать стал считать проходивших мимо. За пять с чем-то минут в сторону эстрады мимо меня прошла тысяча человек (кто-то прошёл раньше, а основные силы, повторю, ещё не показывались). Минут через двадцать я повторил эксперимент и получил тот же результат; это к вопросу о численности собравшихся, что бы там ни врали «сводочники».
Да, вот ещё что. Проходившие мимо меня иногда скандировали лозунги; вот один из них, меня он позабавил: «Раз-два-три! Путин, уходи! Три-два-раз, Медведев, уходи». Забегаю вперёд: смешная часть закончилась.
В общем, сидел я, покуривал, поболтал со знакомым; знакомый ушёл, я посидел ещё и услышал голос с эстрады. Сначала кто-то рассказал, что в Москву 6 мая было трудно добраться, где-то даже экспресс отменили. А потом другой голос сообщил, что Навальный, Немцов и Удальцов сели у кинотеатра «Ударник» и объявили «сидячую забастовку». Кто-то потом сказал, что это выступил именно Удальцов; правда, непонятно, почему он говорил о себе в третьем лице, но спорить не приходится. А буквально через несколько минут после этого большая часть народа (в том числе - группа с гигантской белой лентой) двинулась мимо меня в обратную сторону, к мосту и улице Серафимовича. Тут я не усидел и пошёл тем же курсом.
Можно сказать, я оказался в нужное время в нужном месте: между углом сквера и Малым Каменным мостом, почти впритык к цепи ОМОНа. На моих глазах произошли несколько попыток прорыва и даже пара прорывов. После одного из них ОМОНовцы сомкнули ряды так удачно, что я оказался в их окружении, где и проторчал некоторое время. Никто меня не трогал, а потом офицер с внутренней стороны оцепления велел меня выпустить. Выбрался я, как в детской игре «ручеёк», после чего по собственной воле слегка завис в пустом коридоре между демонстрантами и ОМОНом. Коридор существовал недолго, но за это время произошло ещё несколько попыток прорыва со стороны «Ударника»; чуть раньше в той же стороне рвануло что-то газовое; меня не затронуло, но с той стороны пришли несколько пострадавших.
О попытках прорыва. Так ни разу и не засёк, с чего всё начиналось и от кого исходила инициатива; слаженности в действиях прорывальщиков тоже не усмотрел. В качестве оружия использовались подручные средства - древки флагов и транспарантов и те самые пластиковые бутылки; кстати, не будь «рамочный» досмотр таким халтурным, ни о каких, типа, заранее заготовленных «заточках» и т.д. речи вообще не было бы. Были также попытки швырять в ОМОН куски асфальта; один раз бросили бутылку зелёного стекла, но, к счастью, не попали. Одна молодая дама использовала химическое оружие: подскочила к цепи, облила «оппонентов» квасом (или чем-то похожим) из бутылки и смешалась с общей группой раньше, чем ОМОНовцы успели среагировать её атаку.
Значительная часть протестантов ушла сразу же, как только ситуация вышла из-под контроля; уверен, что дело тут не в трусости, а в нежелании решать вопросы силовым путём. Многие из оставшихся активности не проявляли, ни в каких прорывах не участвовали, в самом крайнем случае скандировали: «Позор!» или «Фашисты!». Были и те, кто пытался остановить особо рьяных «бойцов», но не скажу, что их было много.
ОМОН - те, кого я видел - особо не лютовал. Да, во вспыхивавших порой потасовках, понятно, сохранить хладнокровие трудно, но, отдышавшись, «силовики» достаточно быстро возвращались в адекватное состояние. Но это относится к тем, кто стоял «на переднем крае»; иногда по команде цепочка расступалась, из-за оцепления выскакивала группа ОМОНовцев второго ряда и целевым образом бросалась кого-то хватать. Вот эти не церемонились, молотили дубинками направо и налево, хватали жёстко. Одного повалили на асфальт и несколько раз ударили ногами - это я тоже видел.
Скажете, хватали выявленных зачинщиков (всё снимали на камеры)? Ничуть: некоторых агрессивно настроенных ребят с матюгальниками не трогали, зато порой хватали женщин и явно мирный народ. Кого попало, не хватали, иначе меня бы сцапали не однажды: когда цепочка по команде бросалась вперёд, не убегать же было, в самом деле? Нет, не тронули, обегали, хотя пару раз пришлось вмешиваться, урезонивая и тех, и других. Сентенции мои имели неожиданный успех: сначала ОМОНовец отпустил какого-то субтильного юношу, которого уже повалил на асфальт и вцепился мёртвой хваткой, а потом и молодой «протестант» (не тот, другой) выпустил кусок асфальта, которым уже изготовился запустить в цепочку. Велик и могуч русский язык, что там говорить... эх, если бы мои пламенные монологи записал кто-нибудь из «новой драмы», ему хватило бы лексического запаса на парочку призовых пьес... обидно, не воспроизведу ведь в нормальной обстановке. Хорошо хоть, мастерство с годами не меркнет.
Ладно, это всё шуточки. Более интересно другое: конфликтующие стороны периодически обменивались репликами. Когда ОМОН перешёл в очередную атаку, возникла угроза серьёзной давки; на вопрос в упор «Ваше начальство там совсем о***ло, что ли?», офицер выразительно пожал плечами. Или такой диалог: «- Вы с преступностью должны бороться, а не с нами! - А вы сами не пробовали с ней бороться? - Так мы и пришли с ней бороться, а вы их защищаете». Тут огрызнувшийся было ОМОНовец несколько растерялся. Были и другие «дискуссии», но запомнились эти, извините.
Так, извините ещё раз. Похоже, пора сделать перерыв.
Окончание следует.
Previous post Next post
Up