Птичий язык

Jul 23, 2011 14:00

Алексей Битов (poziloy)

Эх, хотели же мы сегодня выходной сделать, да не судьба пока что...
Ночь, «Закрытый показ»; как принято говорить в подобных случаях - «Овсянки», сэр.
Впервые увидел режиссёра А.Федорченко, и он мне понравился - похож чем-то даже на спортивного комментатора Василия Уткина.
А вот фильма я так и не увидел, хотя и отсмотрел все 80 минут (80, да?). Пусто.
Жутко раздражают фильмы, имитирующие «жисть», но здесь ничего такого не имитируют. Понятно же, что ни у какого народа обычая обмывать кого-то водкой не было и быть не могло («древний обычай» и водка - две вещи, увы, несовместные). Кстати, о каком народе речь-то идёт? Вот Чудь, там чудской народ, а в Мери... ужас, язык не поворачивается! Но это же не повод так над ним пошутить, над этим вымершим племенем.
Итак, имитацию «жисти» я тут, извините, не усмотрел - только имитацию кино. Со всем джентльменским набором признаков от Art-house (длинные планы, минимум действия, негромкая речь, много показов со спины и т.д.). Такие фильмы - ни о чём и обо всём сразу - может скрепить только какая-то внутренняя мелодика. На обсуждении Д.Губин, фильм не принявший, сказал авторам «Овсянок» что-то типа: «Первые 15 минут я был ваш без остатка». Или так: ждал-ждал человек, когда фильм начнётся, но так и не дождался, не началось, не схватилось (подлянка, сэр!). Да какая там четверть часа, меня резануло гораздо раньше - за кадром возвестили: «Продававший их [птичек] дед бесцветным голосом произнёс...», после чего экранный дед сказал свой текст («Овсянки. Триста рублей пара») отнюдь не бесцветным, а очень даже «цветастым» голосом. Мелочь? Как сказать, кому-то и ошибка на октаву-другую мелочью покажется, а кому-то ошибки в полтона хватит, вопрос тренированности слуха. Кстати, музыковед С.Коростелёва выступила против картины, и это, по-моему, не случайно - ей положено слышать фальшь.
Разумеется, можно сколь угодно долго говорить, будто авторов следует судить по их собственным законам, но сначала пусть они сами эти законам следуют, а не так, чтобы в огороде бузина, а в Киеве дядько. Вот почему, интересно, папа (поэт-самоучка) сына назвал Аистом, а дочку - Ниной (а не Горлицей, Цаплей или хотя бы Овсянкой)? Снова мелочь? Хотя, с другой стороны, птиц и так многовато: «Овсянки» + Аист = перебор.
Напомню известную аксиому (только не понимайте буквально!): в сказках на яблоне могут расти золотые яблоки, но никак не золотые груши. А нарисовать на той же яблоне можно всё, что угодно, хоть золотые корнеплоды, но вот ведь беда какая - это будет уже не сказка, а враньё, почувствуйте разницу.
Логично спросить, а почему же в таком случае сторонниками «Овсянок» оказались Д.Дибров, М.Захаров, Л.Парфёнов и Э.Сагалаев? Возможно, кто-то из них просто обознался, бывает, а в основном... Не хочу обидеть никого из перечисленных, но наша «элитная» публика ориентирована на определённый стандарт (назовём его фестивальным), а тут - полный набор, о котором см. выше, плюс столь милый многим сердцам этнографический компонент (пусть на сей раз псевдоэтнографический, но в подобные мелочи вникать не тянет). И плюс мнение самого К.Тарантино! да как же от этого отрешиться?
«Вам как-то простодушия не хватает», - сказал противникам «Овсянок» Л.Парфёнов. Да нет, Леонид Геннадьевич, это Вам как раз простодушия не хватает, чтобы увидеть вещи в реальности, а не через «фирменные» очки, в которые вмонтирован специальный код узнавания. Помните смешную байку М.Задорнова о наших туристах в Японии? Они проведали, что автоматы в тамошнем метро реагируют не на массу, а на сам сплав, из которого сделаны жетоны, и додумались дробить жетоны на части - автомат узнаёт сплав, на который запрограммирован, и пропускает хитреца в подземку. Боюсь, в данном случае - то же самое: набор компонентов «узнаваем», значит, кино правильное. «Овсянки», сэр - кушать подано, все ритуалы соблюдены, извольте насладиться.
Увы...
И да простят меня кинокритики за вторжение в их епархию, но это ведь не разбор фильма по полочкам, а так - сумма личных впечатлений. Простите, но моим «кодам» «Овсянки» не соответствуют, такое уж я это самое, что с меня взять?

P.S, Очень понравились актёры, игравшие птичек. Вот уж кто не сфальшивил ничуть! Впрочем, им было, что играть, извините.
Previous post Next post
Up