Кружным путём

Apr 23, 2011 13:00

Алексей Битов (poziloy)

Вчера, если кто не в курсе, в нашем ЖЖ опять объявился Ю.Клавдиев. Он нам много всего понаписал, в том числе такое: «С местными всё понятно, я давно их наблюдаю - им всё равно, что писать, вплоть до простого переписывания статей из википедии. Классический пример графомании». А в другом комментарии добавил: «Меня так учили - утверждаешь что-то (пусть даже в ироническом смысле) - будь любезен предоставить доказательства, что это действительно так. Иначе грош твоим словам цена». Затруднять столь сверхзанятого человека было бы крайне неучтиво, и мой гражданский долг - помочь ему с доказательной базой. Вот и решил я полезть в Википедию и перекатать оттуда что-нибудь в качестве поста. И, представьте себе, нашёл - хотя и не о Клавдиеве, но об авторах, ему почти не уступающих, как то Шекспир и Сервантес.
Итак, 23 апреля. В 1932 году в этот день в Стратфорде-он-Эйвоне открылся Королевский шекспировский театр.
И в этот же день (цитирую Википедию) «В соответствии с решением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» распустились все писательские организации, на месте которых создаётся единый Союз советских писателей».
Кстати, обратите внимание: термин «перестройка», оказывается, вовсе не был горбачёвским «ноу-хау».
Что интересно - в той же Википедии тем же числом датируется «Апрельский [1985 года] Пленум ЦК КПСС, на котором был провозглашён курс на проведение перестройки».
Но вернёмся в 1932 год. Открытие театра в Стратфорде приурочили к 23 апреля, надо полагать, не случайно (в отличие от роспуска писательских организаций) - Шекспир родился 23 апреля 1564 года, а умер 23 апреля 1616 года.
День в день с Шекспиром, 23 апреля 1616 года, умер Мигель де Сервантес Сааведра.
Главная книга Сервантеса - понятно, «Дон Кихот». С Шекспиром всё, как обычно, сложнее, но, наверное, самая известная его пьеса - «Гамлет».
Что общего между испанским идальго и датским принцем? Оба они - борцы со злом. Вот только один не в силах это зло персонифицировать, видит его то там, то здесь, из-за чего постоянно попадает впросак. А другой, наоборот, сводит всё зло к конкретным персоналиям и воюет исключительно с ними. Первый, разумеется, никакого ущерба реальному злу не наносит, а второй уничтожает лишь одно из множества воплощений зла (примерно то же самое, что отобрать у моря одну каплю воды). Первый становится посмешищем, второй гибнет.
Истины, скорее всего, нет ни там, ни тут - она прячется где-то посередине. Зло должно быть персонифицировано, но зацикливаться на конкретных персонах - тоже тупик.
Наивные люди, мы зачастую ищем у великих писателей ответа на вопрос, где выход. А они нам вместо этого объясняют, где его нет.
Дальше, получается, мы должны идти сами. С учётом знаков, нанесённых на карту. Хотя бы тех из них, которые нам удалось прочитать. Если удалось, в чём я совсем не уверен. И за себя тоже.
Previous post Next post
Up