Виктор Иванченко: Украинская национальная идея - путеводитель дальнейшего развития государства.

Jul 20, 2013 13:57

19.07.13 8:38

Успешность развития любого государства предопределяется целенаправленным движением в направлении реализации национальной идеи. Это означает, что любой законодательный акт Верховной Рады, указ Президента Украины, или постановление Правительства должны способствовать воплощению национальной идеи в жизнь. Несоблюдение этого требования влечет хаотическое движение Украины, закономерным следствием которого является ситуация, когда мы "имеем то, что имеем". Вокруг определения сути Украинской национальной идеи в последние годы продолжается жаркая дискуссия.

Как нам представляется, суть украинской национальной идеи была четко и лаконично сформулирована практикой жизни наших предков от доисторических времен до момента ее разрушения «европейскими цивилизаторами» и определялась несколькими словами - свобода, гармония и справедливость.

Гармоничными были отношения людей с окружающей средой, стиль семейной и социальной жизни, политическая система и т.д. Рудиментарная память об отдельных элементах этой системы сохранялась на протяжении веков среди украинских крестьян, это и толока (когда община строила жилье односельчанам), и правило, согласно которому первой пахалась и засеивалась нива вдовы и сироты, и однозначно негативное отношение крестьян к ворам и лентяям, и много подобных примеров.

Неукоснительное соблюдение изначального Закона и обычного права позволили тогдашним праукраинским людям не только избежать рабства (это известно из школьных учебников истории), но и феодализма, вплоть до введения христианства как государственной религии (об этом учебники стыдливо умалчивают). Первыми крепостными в нашей стране стали монахи и монастырские послушники.

Забота общины об обездоленных (вдовах, сиротах, калеках и т.д.) была обусловлена ​​чрезвычайной мудростью наших предков: экономическая справедливость исключает социальное неравенство, а значит и преступность.

Основой политической системы было вече, которое ежегодно избирало или подтверждало полномочия князя (не более семи лет подряд), т.е. княжеский титул не передавался по наследству, а означал лишь должность главы общины с соответствующими полномочиями и ответственностью. Указанная политическая система успешно действовала (согласно «Велесовой книге») полторы тысячи лет "от Кия до Аскольда".

Главной причиной разрушения традиционного украинского гармоничного общества стало кардинальное изменение системы социальных ценностей. На смену культу гармонии пришел культ материального обогащения. Критерием успешности человека стали не его высокие моральные и духовные качества, а сумма материального достатка. Во времена кн. Ярослава состоялось формальное узаконивание этой реформации путем фактической отмены изначального обычного права и утверждение т.н. «Русской правды», согласно которой любое преступление получило денежный эквивалент, то есть преступнику достаточно было оплатить в княжескую казну и «пожертвовать на храм» определенную сумму и он получал общественную легитимизацию.

Именно доминирование материального над моральным и привело к глобальному кризису современной цивилизации, свидетелями чего мы являемся сегодня. Преодоление этого кризиса возможно только путем изменения социальных приоритетов, то есть возвращения украинскому обществу традиционной системы ценностей в основе которой лежит естественное стремление человека к гармонии и самосовершенствованию.

Насущные проблемы, стоящие перед Украиной и пути их преодоления.

В Украине упадок. На поверхности лежит стремительное ухудшение уровня жизни практически всех (кроме олигархов и их обслуги) слоев украинского общества, упадок общественной морали, стремительно ухудшается качество образования и здравоохранения, неотвратимо надвигается экологическая катастрофа, обусловленная как техногенными так и антропогенными факторами. Перечень проблем, стоящих перед нашим государством, не имеет конца края. Однако нашей целью является не констатация этого печального факта, а поиск реальных путей превращения Украины в успешную страну, которая своим примером будет указывает путь в будущее другим народам Земли.

Достичь этой цели можно только объединив усилия всех украинцев (независимо от этнического происхождения), которым не только не безразлична собственная судьба, будущее их детей, внуков, правнуков и далеких потомков, но и способных к объединению с для самоотверженной деятельности во имя достижения определенной цели. Осуществить это в современных условиях нелегко, поскольку т.н. политическая элита Украины не предлагает четкого видения цели, стратегии и ориентиров идеала которого стремится достичь.

Наше видение целей.

Поскольку достижение указанной цели предполагает решение значительного количества задач и целей, мы на этом этапе ограничились лишь четырьмя.

1.Экономика

Экономической основой Украины должен стать мелкий и средний бизнес и мощные современные предприятия, управляемые государственным менеджментом. Эффективность мелкого и среднего бизнеса достигается благодаря его кооперированию и координации деятельности.

Статус предприятий, которые сегодня находятся в собственности олигархов и подконтрольных им промышленно-финансовых групп, подлежит пересмотру на основании таких признаков как законность приобретения, полнота уплаты налогов, направлений денежных потоков, выполнение социальных обязательств, модернизации производства и т.д. В случае выявления нарушений (а их видно невооруженным глазом), имущество олигархов подлежит национализации с одновременной уплатой олигархами убытков, причиненных Украине. Переход крупных предприятий в собственность государства не исключает их дальнейшего акционирования и продажи части акций новым владельцам на открытых конкурентных аукционах (с четко выписанными социально-экономическими, экологическими и др. обязательствами новых владельцев), тогда как остальные акции подлежит обмену по биржевому курсу на сбережения граждан, утраченных при распаде СССР. В случае смерти владельцев сбережений эти права переходят к их наследникам.

Учитывая, что одним из основных сокровищ Украины является ее земля, то право собственности на землю мы считаем принципиальным. Мы убеждены, что превращение сельскохозяйственных земель в товар является недопустимым. Известно, что товаром может быть только вещь создана трудом определенного производителя. Нашу же землю создал и передал нам в пользование Бог, а значит никто не имеет права торговать ею. Земля должна передаваться в пожизненное наследственное владение только лицам, имеющим соответствующее образование, достаточный опыт работы в определенной области сельского хозяйства и обязались планомерно повышать ее плодородие. Что же делать с крестьянами, получившими земельные паи? А ничего! Тот, кто выращивает на своей земле продукцию, может продолжать этим заниматься, то же касается и сдающих свои земельные паи в аренду и получающих арендную плату. Вместе с тем, каждый собственник земли вправе когда-либо продать свой земельный надел, однако единственным покупателем пая должно быть исключительно государство в лице сельской общины. При этом стоимость земли определяется ее оценочной стоимости. Благодаря такому механизму, в течение определенного времени, земля бесконфликтно перейдет в собственность сельских общин.

Что касается форм организации сельскохозяйственных предприятий, то как показывает опыт развитых стран, наиболее успешным является фермерское хозяйство, работающего в условиях кооперации. Кстати, впервые идею создания фермерских обслуживающих кооперативов предложили около 100 лет назад наши соотечественники. Вместе с украинскими эмигрантами она перекочевала за океан, а затем распространилась по миру.

Успешность скооперованого фермерства как организационная форма агробизнеса, объективно обусловлена, поскольку объединяет частный (в основном семейный) бизнес с преимуществами крупномасштабного производства. Кроме того, фермерство позволит сохранить село, как колыбель украинской цивилизации.

Залогом стремительного развития украинской экономики является стимулирующая налоговая система. За основу следует принять, на наш взгляд, скандинавскую модель, которая предусматривает нулевую ставку налогообложения той части прибыли, которая направляется на расширение и модернизацию производства.

Зато та часть прибыли, остающаяся предпринимателю для личного потребления (за вычетом определенной суммы, скажем трех минимальных зарплат) облагается прогрессивным налогом до 50%, а возможно и по более высокой ставке.

Преимущества такой налоговой системы являются убедительными, ведь она стимулирует увеличение объемов производства, повышение его эффективности, уменьшает социально-экономические диспропорции в обществе и одновременно обеспечивает поступления в бюджет необходимых средств.

2. Социальный вопрос

Украина, как указано в Конституции, является социальным государством. Википедия отмечает: «Социальное государство - это вид государства, которое в своей деятельности стремится к всеобщему благополучию всех граждан, социальной защищенности и социальной справедливости для всех членов общества. Государство и правительство обязуются поддерживать и обеспечивать в законодательстве и управлении социальное равенство и справедливость».

В теории все идеально. А в реальной жизни? Почему, вопреки требованиям Конституции, Украина продолжает движение в противоположном направлении? Ответ на этот сакраментальный вопрос требует отдельного глубокого научного исследования. Каким образом можно изменить вектор социального развития страны? Объективно, вариантов развития событий существует два - революционный или эволюционный. Какой из них выберет украинский сообщество - не может предсказать никто.

Ключом к решению практически всех социальных проблем в Украине, на наш взгляд, является создание эффективно функционирующей системы социальных лифтов. Это единственный залог успешного развития государства, поскольку он дает реальный шанс любому человеку, независимо от социального или материального положения, занять место достойное его способностей.

Как известно, каждый ребенок рождается талантливым, следовательно, задачей общества является выявить его природные способности и создать условия для их успешной реализации. Выявление естественных способностей ребенка к определенному роду общественной деятельности достигается благодаря системному тестированию начиная с дошкольного возраста и эту функцию государство должно взять на себя. Система образования должна быть в определенной степени специализированной и бесплатной.

Государственные инвестиции в развитие каждого ребенка и создание условий для максимальной самореализации юных граждан Украины довольно быстро будут компенсированы их успешной профессиональной деятельностью. Стимулом для профессионального и карьерного роста молодого поколения украинцев (по крайней мере, задействованных в бюджетных учреждениях и организациях) должна быть четко дифференцированная система заработной платы, стимулирующая к системному повышению квалификации работника и результатов его деятельности.

Закономерным следствием внедрения успешно действующей всеукраинской системы активных социальных лифтов будет не только ускоренное развитие и модернизация всех сфер жизнедеятельности нашей страны, но и формирование социально активного молодого поколения украинцев, способных выбрать из своей среды талантливых руководителей, которые довольно быстро выведут Украину на путь поступательного и гармоничного развития .

3.Национальный вопрос.

Опыт стран, осуществивших сногсшибательный прыжок от феодализма в постиндустриальное общество, однозначно свидетельствует - в основе этого процесса лежит принцип национализма.

Вокруг этого термина сломано немало копий однако, как показывает сегодняшняя практика политической жизни, и до сих пор однозначной трактовки его не существует. По нашему мнению, сводить национализм только к этническому пониманию бессмысленно. Во-первых, чистота этнического происхождения конкретного индивида - вещь довольно сомнительная, поскольку за тысячи лет становления и формирования современной украинской нации через нашу территорию проходили десятки различных этносов, обогащая генофонд наших предков (об этом свидетельствуют последние исследования генетической структуры современного украинского населения). Во-вторых, украинское этническое происхождение человека не является гарантией ее национальной самоидентификации как украинца. Примеров - множество: от средневековых янычар, в сегодняшних колесниченков и коновалюков. В-третьих, существует много примеров, когда иностранцы своей подвижнической деятельностью подносили нашу нацию к мировому признанию (чехи В. Хвойка и П. Орлик, шотландец Максим Кривонос, шведка М. Русова и множество других).

Итак, национальная самоидентификация человека определяется не столько этническим происхождением, сколько его осознанием принадлежности к определенной национальной культуре и искреннего служения интересам этой нации. Как известно, культура - это язык, обычаи, традиции, история, мифы, легенды, ментальные особенности, национальные символы и верования конкретного народа. Любые действия, направленные против указанных составляющих национальной культуры, следует однозначно рассматривать как агрессию, целью которой является уничтожение нации - носителя этой культуры.

Каждая нация на Земле стремится к самосохранению и поступательному развитию, при этом, если возникает вопрос "быть или не быть" проблема национальной толерантности отпадает сама собой. Украина должна быть национальным украинским государством, заботится о сохранении и развитии только тех наций (кроме украинской), которые не имеют способных опекать их метрополий. Это касается крымских татар, а также караимов, гагаузов и других малочисленных народов, Родиной которых является Украина.

В условиях глобализации экономики, усиления межэтнических миграционных процессов, вопросы сохранения национальной идентичности приобретают чрезвычайную остроту. Имея печальный опыт развитых стран, ставших жертвой мультикультурализма, мы должны жестко регламентировать пребывание на нашей территории неграждан Украины, предоставлять наше гражданство только тем, кто успешно сдал экзамены по украинскому языку, культуре и истории Украины. Кроме того, в законодательстве должна быть прописана норма о лишении украинского гражданства какого-либо лица, которое своими действиями или высказываниями вредит Украине и ее национальным интересам.

4. Медицина.

Одним из наиболее болезненных вопросов современности остается медицинское обслуживание украинского населения. Коррупция, которая существует практически во всех сферах нашей жизни, делает эффективную медицинскую помощь недоступной для большинства членов общества. Понятно, что качественная медицинская помощь вещь достаточно стоимостная и, если верить официальным данным, на здравоохранение ежегодно направляются из государственного бюджета колоссальные средства. Так что вопрос заключается в введении эффективного контроля за целевым использованием средств, поступающих в бюджет от налогоплательщиков, то есть от каждого из нас. На наш взгляд, лучшего способа контроля, чем внедрение страховой медицины, не существует. Тем более, что никаких дополнительных расходов от населения указанная система организации медицинского обслуживания не требует, ведь эти средства мы уже платим в бюджет, но обезличенно и поэтому мы не можем контролировать их использование. То есть, предложенная система предусматривает - часть налога, который мы сегодня платим, направлять на персональный счет медицинского страхования. В случае необходимости, больной в праве выбирать сам врача, которому доверяет, и не платить никаких взяток, ведь врач получит гонорар за качественное лечение от страховой компании. Бесплатной должно оставаться лишь неотложная медицинская помощь и помощь социально незащищенным слоям обществам.

Виктор Иванченко, кандидат экономических наук.

г. Вознесенск, Николаевская обл.

Источник: Третя Українська Республіка
Previous post Next post
Up