Нормандия, как её яблони: корни глубоко в земле, а ветви повёрнуты к морю

Nov 04, 2013 16:25

семь дней во Франции

часть первая «Подготовительная»

часть вторая «Какой-то липовый Париж»

часть третья «Ун караф де о или кувшинки на высоте»

Часть четвертая.

«Нормандия, как её яблони: корни глубоко в земле, а ветви повёрнуты к морю»

За окном дождь и ветер. Холодно. Ноябрь.
Вчера по почте пришли, отпечатанные большим форматом, фотографии. На одной пляж Трувиля, на второй закатный Ла-Манш.
Ну раз так - самое время вспомнить лето.

Я долго откладывал написание поста про Нормандию. Тяжело писать про грустные вещи, но и моменты счастья и радости описывать не легче, что бы при этом не опуститься на уровень банальных междометий и восклицаний-вздохов: «Это неописуемо! Здорово! Волшебно! Фантастика!»

Много-много впечатлений осталось у нас с Викой после посещения этого морского региона Франции.Хочется их как-то правильно систематизировать, рассказать про все, ничего не забыть

С другой стороны, не хочется превращать рассказ в скучный путеводитель густо набитый фактами и туристической информацией.

На пути домой, в поезде Вильнюс - Минск, мы с моей девочкой, по горячим следам, записали впечатления о поездке в виде дневниковых записей. Каждый день путешествия по порядку: что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, яркие моменты и необычные факты.

Вот и сейчас - пусть будет дневник. Без претензий на полезность и художественность.

- Такого кальвадоса я никогда не пила, - сказала она и сделала второй глоток. - Его не пьешь, а словно вдыхаешь.
- Вот видите, мадам, - с удовлетворением заявил кельнер. - Это вы очень тонко заметили.
- Равик, - сказала Жоан. - Ты многим рискуешь. После этого кальвадоса я уже не смогу пить другой.
- Ничего, сможешь.
- Но всегда буду мечтать об этом.
- Очень хорошо. Тем самым ты приобщишься к романтике кальвадоса.
- Но другой никогда уже не покажется мне вкусным.
- Напротив, он покажется тебе еще вкуснее. Ты будешь пить один кальвадос и думать о другом. Уже хотя бы поэтому он покажется тебе менее привычным.

Э.М.Ремарк «Триумфальная арка»

Вика, как ты считаешь, я многим рискнул, показав тебе Нормандию? :)





Семь утра. Суббота. Пустой Париж. Возле спуска в метро у Гранд Опера кучка арабских детей забавляются, громя палками стекла на автобусной остановке.

Пол восьмого. Вокзал Сен-Лазар. Яркое солнце пробивается через стеклянную крышу вокзала. Дедушка турист наигрывает что-то легкое для своей бабушки на общественном вокзальном (!) пианино.



Отличное настроение. Мы едем на море.

Поезд Париж - Трувиль/Довиль. Два часа десять минут в пути. Сидячие вагоны. Комфортабельные и удобные. Поезд скоростной - за окнами пролетают пригороды Парижа. Станция Лизье. Первые фахверковые дома. Въехали в Нормандию.



Десять часов. Приехали. Вокзал находится между двумя городами. Не большое старинное здание.Тупиковая ветка железной дороги.
Выходим. Справа Довиль.
Нам левее. Через мост.
Указатель Трувиль и сразу набережная.
Характерные дома. Курортные. Игрушечные.
Хочется остановиться и фотографировать, фотографировать :)



Ветер, совсем не жарко.
Идем к гостинице - она возле моря, так что нос по ветру и мелкими перебежками на запах йода.

Вдруг сладкий дрожевой дух. Кондитерская. Зашли, не удержались. Ох, сколько всего. У меня в руке оказывается булка с сыром, у Вики эклер. Убегаем от ветра с набережной вглубь города. Улочки узкие, а еще уже тротуары на них.







Вот и гостиница. Маленький семейный отель. Старый, принимавший еще первую волну курортников лет сто назад.



Приветливый мужчина на рецепшене в ответ на наши бумаги с booking.com , что-то настойчиво объясняет нам на французском. Показывает на часы. Мы переглядываемся и ничего не понимаем. Вдруг женщина сидящая в холле на диване спрашивает по русски:
- Вы из России?
- Из Беларуси.
- Заселение с двух дня.
Смотрим на часы. Двенадцать.
- Спасибо. Придем позже. А Вы из России?
- Нет я француженка. Дочь эмигрантов.
На вид ей лет шестьдесят. Белогвардейская эмиграция, что ли?

В дальнейшем всего лишь раз еще мы услышали русскую речь в Нормандии. В последний день, проходя мимо рыбного рынка увидели мужика в спортивных штанах, который тыкал пальцем в краба, а две тетки (женщинами это сложно назвать) громко смеялись и кричали : Вася, откусит палец, чем в носу ковыряться будешь?

Вернемся в первый день. До заселения в гостиницу два часа, пойдем к морю.

Вот он. Пролив Ла-Манш. Английский канал. Кусок Атлантического океана. Огромный пляж.
Слева виден Довиль, справа в далеке Гавр.

Холодно. Десять градусов тепла. И ветер. Ветер. Ветер.







Да уж, курорт. Июнь. Лето. Сейчас бы в пору пришлись рыбацкие шерстяные свитера с высоким воротом и огромная кружка обжигающего грога.

Но море. Шумит, пенится. Отлив. Пляж шириной метров триста, раза два шире чем в Юрмале.
И много-много серферов на досках с парусом. Им такой ветер на руку. Нам же искупаться в таком море вряд ли грозит.

Пойдем греться в город. Заодно и пообедаем.





Ищем рыбный рынок. Еще дома в интернете читали, что рыбный рынок в Трувиле - один из лучших во Франции. Обязательный пункт для посещения.
Вот и он. Крытый. Витрины с дарами моря под навесом. Рядом несколько столиков. Можно выбрать все что угодно и прямо на месте пообедать. На многих навесах надписи. "Открыты с 1887 года", например



Глаза разбегаются. Устрицы, крабы, мидии, омары, ракушки какие-то. Столько всего. И все названия на французском.











Вот сидят ребята в строгих костюмах и едят что-то похожее на карпаччо из семги. Сядем за столик рядом. Подходит парень продавец. Он же официант. Вопросительно смотрит.
Мне нельзя морепродукты - аллергия. Поэтому остается только рыба.

- Вика, а ты что будешь? Устрицы?
- Боязно как-то. Давай креветки.

Сейчас главное объяснить, что мы хотим. Пытаюсь говорить по английски. Парень улыбается и пожимает плечами. Показываю на ребят уплетающих сырую рыбу. Одну порцию. Окей. понял вроде. Дальше Вика идет к витрине и показывает на креветки. Парень предлагает разные: побольше, поменьше. Выбираем средние. Не понятно сколько их на порцию и по какой цене. Но почему-то хочется доверять продавцу. Он продолжает улыбаться и отчетливо произносит по английски :
- Russia?
- Belarus
Пожимает плечами.
- It is near Russia. Minsk.
- O, Minsk.
Наверное, просто из вежливости сделал вид, что это слово ему знакомо.

На витрине рядом с товаром стоит ведерко с утопленной во льду бутылкой шампанского. По-английски просим два бокала. На всякий случай дублируем пальцами.

Потом взгляд цепляется за грифельную доску на которой написано мелом "Degustation. La soupe de poissons a la facon de Jeannette. 8 EUR" Вроде ясно, что это суп по рецепту какой-то Жаннет. Наверняка рыбный. Горячий. То что нужно. Просим порцию.



Поднимаем шампанское за прибытие в Нормандию и плевать, что еще только час дня.

Приносят суп. Керамическая миска с горячим, густым, оранжевым. К ней гренки, какая-то икра и тертый сыр. Пью таблетку против аллергии - не известно только ли из рыбы уха или какие-то еще морепродукты вошли в её состав. Не хочется умирать молодым. Пробую. Вкусно. Остро. Судя по консистенции и по аромату не обошлось без креветок и крабов. Может быть перемололи прожаренные панцири - это известный гастрономический прием. А это уже опасно для меня. Отдаю Вике. Приносят карпаччо и добрую порцию креветок с соусом айоли.







То ли обжигающий суп виноват, то ли тост за погоду - но становится теплее и даже выглядывает солнце. Пока Вика расправляется с креветками - я прохожу вдоль витрин, рассматриваю дивную живность на продажу. Половины морских гадов я даже не знаю.

Мальчик продавец приносит счет. Что-то вроде 27-28 евро, сейчас точно не помню. Точно помню, что креветки, рыба и суп стоили меньше, чем два бокала шампанского.

Пол второго. Пол часа до заселения. Подкрепившись и немного отогревшись - решаем снова пойти к морю.

По дороге заглядываем в магазин с традиционными местными продуктами.



Я планирую купит кальвадос. Этот напиток был одним из решающих факторов для выбора Нормандии, как места отдыха. Продавец на удивление сносно говорит по английски. Предлагает мне красивую бутылочку в форме яблока, я улыбаюсь и говорю, что мне не нужен сувенир. Мне нужен хороший кальвадос, что бы пить его прямо здесь и сейчас, и не важно какой красоты будет упаковка. Тогда он советует бутылку попроще на вид, но подороже. Окей, эту берем. На этикетке написано, что кальвадос из Пэй д`Ож - это наименование контролируемое по происхождению и указано что алкогольный напиток произведен и разлит на одной из ферм этого региона.
Тут же покупаем камамбер. Он фермерский, местный. Как положено упакован в деревянную коробочку и на этикетке указаны сертификаты органического продукта и наименование контролируемое по происхождению.
Как последний аккорд к сыру и кальвадосу покупаем пару-тройку штук инжира и конфитюр из манго. Осталось добраться до гостиницы.

Выходим к морю и с удивлением видим загорающих людей. Ну таких странно загорающих. В одежде. Зато лежащих на песке на пляже. А там и ребята в шортах, но в куртках играют в волейбол. А вон дети копаются в песочнице. Шапочки, теплые пуховики и разутые ножки в носочках. Пробуем песок, да он теплый. Ложимся, как в бане на полку. Тепло. Солнце выглянуло. Вообще благодать. Одна беда - ветер засыпает. Пять минут и ты как Сфинкс.





Пора в гостиницу.

Заселяемся.
Номер удобный, домашний какой-то.
Вид из окна на внутренний дворик и крыши домов вокруг.



Солнечно.

Расположились.

Пора поддержать хорошую погоду. Открываю бутылку кальвадоса. И сразу запах осени, яблочного сада на даче. Ухх. Следом вскрываю упаковку с сыром. Да. Тут другой запах. Плесени и мужской раздевалки в спортзале. Вика, морщит носик. Говорит, что есть это не будет. Наливаю янтарный напиток в стакан, пробую.
Ожидалось большего. Ароматный, но резкий. Не сравнить с выдержанным кальвадосом. Распробованные ранее кальвадос Boulard VSOP и тем более XO очень мягкие. Их пьешь и ни одна мышца на лице не вздрогнет, сразу чувствуешь вкус, без обжигающего алкоголя и послевкусие еще полминуты греет тебя. Этот же калвадос, как я уже писал резкий. Вздрогнешь, проглотишь и только потом тепло и яблочное удовольствие.
Короче, Вика не оценила. И даже, упоминание вышенаписанной цитаты из Ремарка не помогло :).

А с сыром у нее вообще не сложилось. И это, не смотря на огромную любовь к мягким сырам в лайт версии(польские и литовские бри, камамберы и прочие).

Мне же доставляло огромное удовольствие отламывать кусок камамбера, макать его в конфитюр и закусывать таким образом жгучий кальвадос. К запаху грязных носков принюхался быстро и в награду достался чутка солоноватый, острый вкус сыра, смягченный не сильно сладким вареньем и свежестью инжира.



Утреннюю дорожную усталость смыл душ, погода наладилась, злоупотреблять крепким алкоголем в разгар дня не хотелось, а хотелось гулять.

Решили идти вдоль моря в Довиль.

Дальше будет блеск и богатство Довиля, двадцать три градуса тепла, разноцветные зонты, сырое мясо, мороженное и вафли, кастрюля с мидиями и сногсшибательный закат и многое другое.
Но об этом в следующем посте.

А пока еще несколько фотографий, снятых в наши первые часы в Трувиле.
Домики и улочки курорта вокруг нашего отеля. Море фотографий моря будут позже.
















Пристегните ремни, Франция 13

Previous post Next post
Up